Особенности речевого развития у ребенка с РДА

Страница 1

Одним из основных признаков раннего детского аутизма является нарушение речевого развития. Речевые расстройства значительно варьируют по степени тяжести и по своим проявлениям. Общими специфическими чертами речевых нарушений в целом являются:

1. Нарушение коммуникативной функции речи. Аутичный ребенок избегает общения, ухудшая возможности речевого развития. Его речь автономна, эгоцентрична, недостаточно связана с ситуацией и окружением.

2. Оторванность такого ребенка от мира, неспособность осознать себя в нем сказываются на становлении его самосознания. Следствием этого является позднее появление в речи местоимения «я» и других личных местоимений в первом лице.

3. Стереотипность речи, склонность к словотворчеству, «неологизмам». Почти у всех детей, становление речи проходит через период эхолалий, частыми являются разнообразные нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи.

Необходимо отметить, что «для аутичного ребенка, характерна врожденная неспособность устанавливать контакт посредством взгляда и мимики, но интеллектуальный уровень, при этом, может быть нормальным». Для аутичных детей характерны скудность речи и частые повторы слов. Так, например, ребенок, освоив слово «машина», может повторять его до сотни раз в день. В возрасте 3-5 лет ребенок, вообще, не желает вступать в разговор и выполнять просьбы.

В речевом нарушении аутичных детей, ученые специалисты выделяют следующие признаки:

- полное отсутствие навыков речи или медленное их развитие;

- если ребенок использует разговорную речь, то при этом он упоминает о себе во втором или в третьем лице (ты, он), но не в первом (я);

- отсутствие реакции на просьбы взрослых, как будто ребенок не слышит;

- частые состояния отрешенности от внешнего мира, пустой взгляд в пространство;

- ребенок не реагирует, когда называют его имя, особенно, если оно перечисляется наряду с несколькими другими именами;

- даже если ребенок говорит, то при этом может иметь место полное непонимание смысла произносимого;

- ему свойственны необычайный тембр голоса или монотонная речь;

- плохо усваивает навыки общения. Например, не машет ручкой при расставании с близкими.

Такие дети, любым способом избегают общения с людьми: «Кажется, что они не понимают или совсем не слышат, что им говорят. Как правило, эти дети, либо вообще не говорят, а если такое случается, то чаще всего, для общения с другими людьми, такие дети словами не пользуются».

При аутизме, наиболее отчетливо проявляются явления асинхронии формирования функций и систем: развитие речи, нередко обгоняет развитие моторики, «абстрактное» мышление опережает развитие наглядно-действенного и наглядно-образного.

Речевая отсталость у аутичных детей проявляется значительно сильней, чем у тех же детей, страдающих шизофренией. В раннем же детском аутизме совершенствовать речевое развитие, порой, практически невозможно, так как в возрасте от 3-х до 6-ти лет эти дети настолько сильно «уходят в себя», что каждое, произнесенное ими слово воспринимается их родителями, как признак того, что их ребенок абсолютно здоров и больше не нуждается в лечении. Аутичные дети, в речевом развитии страдают еще и от того что, зная многие слова, воспринимаемые ими на слух, они не могут определить их значение. Так, например, смотря на стол, они могут назвать его бочкой, стулом и т.д. Если даже дети понимают определение слов, то в раннем детском аутизме, они, практически, не могут связать их в предложения, так как сложно воспринимают или им вообще не дается познание простых местоимений. Практически все аутичные дети страдают выговариванием окончаний, а невыговаривание ряда букв - это для них традиция. Любой, произносимый ими лепет, непонятный взрослому человеку - это проявление его внутреннего мира. Аутичные дети могут просто влюбиться в какой-то момент или сюжет и бурно описывать его в форме жестикуляции и разными речевыми откликами. Порой выразительность может проявляться просто произношением одного звука, но при речевом развитии отдельные слова, произносимые педагогами, да если еще в повышенном тоне, могут подтолкнуть аутичного ребенка к длительной самоизоляции, из которой его вывести будет очень сложно.

Лопотание аутичных детей должно отслеживаться с первого дня их поступления в детское дошкольное учреждение, так как порой за одними и теми же, часто повторяющимися фразами, может скрываться системность всего внутреннего мира этого ребенка. И при длительном молчании аутичного ребенка, неожиданно сказанное им восторженное слово уже является, целой кладезью общения в работе с ними. Их часто надо спрашивать обо всем и водить за руку и, как глубоко бы он «не ушел в себя», он все равно покажет, что ему надо. Если своими знаками и, только ему понятными словами, он бурно разговорился и его болтливость действует длительное время, его нельзя одергивать или останавливать, так как в этой повышенном разговорном излиянии могут «вылетать » и правильные слова. И, если аутичный ребенок произносит какое-нибудь слово, он уже его, как правило, не забывает и опять же, не может его связать с другими словами.

Страницы: 1 2

Информация по педагогике:

Основные аспекты разработки компьютерных обучающих программ
С целью направленного использования огромного потенциала и опыта в создании ПО учебного и образовательного назначения, а также координации работ, ведущихся в системе образования по активному использованию информационных технологий, необходимо возродить практику отбора на конкурсной основе лучшего П ...

Педагогическая организация развивающей образовательной среды при изучении иностранного языка в школе
Понятию «среда» в современных учебных пособиях уделяется мало внимания. В БСЭ упоминается о микросреде, которая представляет собой непосредственное социальное окружение человека — семью, трудовой, учебный и другие коллективы и группы. Авторы данной статьи указывают на взаимодействие среды и человек ...

Совершенствование организации учебного процесса на основе перехода к системе зачетных единиц
По мнению проф. Д.Бадарча, одна из причин кризиса традиционной образовательной системы, сформировавшейся в странах, которые расположены на постсоветском пространстве, состоит в глубоко укоренившейся в сознании педагогов и студентов субъект-объектной парадигмы обучения, родоначальником которой был н ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru