Диагностика и коррекция развития речи у дошкольников с ранним детским аутизмом

Образование и педагогика » Диагностика и коррекция развития речи у дошкольников с ранним детским аутизмом

Современный этап развития теории и практики психологии, нейропсихологии, коррекционной педагогики и специальной психологии характеризуется усилением внимания к углубленному изучению различных особенностей психического развития детей, что имеет важное научно-практическое значение. Возрастает число и разнообразие детей с отклонениями в развитии, в том числе с парциальной и комплексной недостаточностью. Это вызывает необходимость изучения детей, не только до, но и в процессе их обучения и воспитания, определение микропрограмм коррекционного воздействия для каждого отдельного случая.

Последнее время стало больше уделяться внимания проблеме изучения и коррекции различных психических расстройств у детей. Одной из серьезных проблем в системе современного образования является ранний детский аутизм. Аутизмом (от греческого autos - сам) называют состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира. Аутизм может быть как вторичным симптомом шизофрении, так и самостоятельной нозологической единицей. В последнем случае он возникает в первые годы жизни и называется ранним детским аутизмом (РДА).

Ранний детский аутизм, не входящий в спектр шизофренической симптоматики, характеризуется нарушениями всех сфер психики сенсомоторной, перцептивной, познавательной, речевой и эмоциональной, а также недостаточно развитым социальным взаимодействием с окружающими. Среди нарушений психологического развития выделяют детский (типичный) аутизм и атипичный аутизм. Симптоматика детского аутизма проявляется в возрасте до трех лет, тогда как признаки психических нарушений при атипичном аутизме наблюдаются после трех лет.

При раннем детском аутизме (РДА), нарушение общения преобладает во всем поведении ребенка и занимает доминирующее место в формировании его аномального развития в то время, как при других дефектах психического развития, нарушения общения имеют вторичный характер и, значительно уменьшаются или исчезают при коррекции основного расстройства: умственной отсталости, невротических расстройств, дефектов речи и слуха и других нарушениях. Коррекция раннего детского аутизма носит особый, достаточно сложный характер.

Ранний детский аутизм входит в структуру шизофренического дефекта психики и занимает особое место, т.к. отличается от всех аномалий развития наибольшей сложностью и дисгармоничностью, как клинической картины, так и психологической структуры нарушений.

Происхождение аутизма может быть различным. В легкой степени он может встречаться при конституционных особенностях психики (акцентуация характера, психопатия), а так же в условиях хронической психической травмы (аустическое развитие личности). А может выступать как грубая аномалия психического развития (ранний детский аутизм).

В настоящее время, наиболее значимыми в клинической картине аутизма считаются следующие признаки:

1.Аутизм, как предельное («экстремальное») одиночество ребенка, формирующее нарушение его социального развития, вне связи с уровнем интеллектуального развития;

2. Стремление к постоянству, проявляемое, как стереотипные занятия, сверхпристрастие к различным объектам, сопротивление изменениям в окружающем;

3. Особая характерная задержка и нарушение развития речи, также вне связи с уровнем интеллектуального развития ребенка;

4. Раннее проявление (до 2,5 лет) патологии психического развития (причем эта патология в большей степени связывается с особым нарушением психического развития, чем его регрессом).

Установлено, что детский аутизм встречается примерно в 3-6 случаях на 10 тысяч детей, причем он чаще бывает у мальчиков, чем у девочек в пропорции 3-4:1. Несмотря на тяжесть нарушений психического развития, в 1/3-1/4 случаев с возрастом проявляется тенденция к разной степени спонтанному сглаживанию патологических черт.

С проблемой аутизма столкнулись родители, педагоги из Забайкалья, где эта патология, особенно отмечена в городах Бале и Краснокаменске. В Краснокаменске с патологией аутизма отмечены 6 детей, четверо из которых находятся на контроле детской городской поликлиники, один проживает в сельской местности района и один ребенок не наблюдается у врачей из-за отказа родителей.

Объект: психолого-педагогический процесс воспитания и обучения детей при РДА.

Предмет: особенности изучения и коррекции процесса развития речи у дошкольников с РДА.

Цель рассмотреть диагностико-коррекционные приемы в работе по речевому развитию дошкольников, имеющих синдром РДА.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую и коррекционную литературу по данному вопросу.

2. Выделить и охарактеризовать особенности психоречевого развития аутичных детей.

3. Рассмотреть методы и приемы работы с аутичными детьми по вопросам диагностики и коррекции речевого развития.

Методы исследования:

1. Анализ литературных источников

2. Педагогические наблюдения

3. Опрос (беседа, работа с карточками)

4. Работа с медицинской документацией.

Практическая значимость:

Рассмотрение комплекса возможной психолого-педагогической коррекции проблем развития речи у дошкольников с РДА.

Информация по педагогике:

Виды занятий по родному языку
Занятия по родному языку могут быть классифицированы следующим образом: в зависимости от ведущей задачи, основного программного содержания занятия: занятия по формированию словаря (осмотр помещения, ознакомление со свойствами и качествами предметов); занятия по формированию грамматического строя ре ...

Ход исследования социальных и ключевых компетентностей у подростков лицея № 1 г. Красноярска
Итак для того чтобы понять нашу конечную цель еще раз выделим набор умений и навыков, которые мы пытались сформировать с помощью проведенной экономической игры. · Ответственность · Решительность · Организаторские способности · Умение общаться с другими людьми · Творческие способности · Умение собир ...

Психологические особенности использования ТСО
Технические средства обучения уже довольно давно вошли в наши образовательные учреждения и в течение второй половины XX в. получили широкое распространение. Технические средства обучения повышают продуктивность учебно-воспитательного процесса только в том случае, если учитель, воспитатель хорошо се ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru