Наиболее легки для чтения двусложные слова с хореической («поле», «кура») и ямбической («нога», «пила») ритмической структурой. Следующие по сложности трехсложные слова с размером амфибрахий («полола», «висела», «ворота»), затем – дактиль («волосы», «лужица») и анапест («колесо», «голова»). Существенное значение имеет расположение стечения согласных по отношению к ударному слогу. Наиболее легкой конструкцией являются слова, в которых стечение согласных находится в предударной позиции.
В психологическом аспекте письменная речь определяется как компонент других видов деятельности (эпистолярной, учебной, мнестической, деятельности управления), внутри которых ей отводится определенное структурное место и функциональное назначение. В зависимости от того, какую деятельность опосредует письменная речь, выделяются различные формы письменной продукции:
Ø письма, записки, открытки – как продукты эпистолярной деятельности.
Ø дневники, записные книжки и т. д. – результаты мнестической деятельности (Выготский Л. С.); деловые письма (приказы, инструкции, отчеты и т. п.) являются продуктами деятельности управления (Щепина К. П.);
Ø формами письменной продукции учебной деятельности служат контрольное списывание, диктант, изложение, сочинение, которые имеют различную степень самостоятельности и творческой активности (Ладыженская Т. А., Львов М. Р.).
Психологическая структура деятельности письменной речи различна при создании разных форм письменной продукции и зависит от степени овладения данным навыком. Интеграцию и координацию операциональных компонентов письменной речи осуществляет ряд высших психических функций. По определению Лурия А. Р., высшие психические функции – это «сложные рефлекторные процессы, социальные по своему происхождению, опосредованные по своему строению и сознательные, произвольные по способу своего функционирования». В этом определении выделены доминирующие признаки функциональных систем: формирование в онтогенезе, сознательный контроль ее за протеканием и опосредованность речью .
Одной из наиболее важных функций, обеспечивающей базу для формирования письменно-речевой деятельности, является устная речь: «для начала обучения письменной речи действительно необходим известный уровень развития устной речи – начальная степень ее грамматичности, наличие определенного запаса слов, разделение внешней и внутренней (смысловой) сторон слова». В то же время письменные формы работ являются опорой для развития устной речи. Тесная связь письменной речи с устной подразумевает как их единство, так и существенные различия .
Процессы письменной и устной речи отличаются по многим параметрам: происхождению; психологическому содержанию; способу и условиям формирования; функциям; особенностям протекания.
Доказательства роли устной речи в формировании письменной находят свое отражение в работах, посвященных исследованию становления и развития чтения и письму детей с нарушениями устной речи (Каше Г.А., Левина, Р.Е., Никашина Н.А., Спирова Л.Ф., Хватцев М.Е., Вркина Г.В.). Вышеперечисленные исследования диктуют нарушения письменной речи как отражение неразвития устной, обусловленные различным этиологическими факторами. Отсутствие, искажения и замены звуков устной речи могут вызывать аналогичные явления в написании букв: «говор ребенка – один из самых крупных источников его ошибок». То есть ребенок пишет так, как произносит. В соответствии с системным подходом, нарушения письменной речи детерминированы Левиной Р.Е. в понятии общего недоразвития речи, проявления которого распространяются на все компоненты речевой деятельности (звукопроизношение, фонематическое восприятие, лексику, грамматический строй).
Информация по педагогике:
Методические рекомендации по применению игр на различных этапах урока
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Используя классификацию игр в зависимости от дидактических целей игры, здесь будут подобраны упражнения для каждого этапа урока. ...
Формы взаимодействия семьи по обучению детей старшего дошкольного возраста подвижным играм
Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое общество (детей-родителей-педагогов), для которого характерно содействие друг другу, учет воз ...
Учебник и его дидактическая характеристика. Требования
к современному учебнику
Содержание образования на уровне учебного материала раскрывается в учебной литературе, к которой относятся учебники, учебные пособия, хрестоматии, сборники задач и упражнений, атласы. Прежде всего, необходимо различать такие виды учебной литературы, как учебник и учебное пособие. Учебник – это учеб ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.