Психофизиологические, нейрофизиологические, психолингвистические основы усвоения навыка чтения

Образование и педагогика » Особенности усвоения навыка чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи » Психофизиологические, нейрофизиологические, психолингвистические основы усвоения навыка чтения

Страница 4

Наиболее легки для чтения двусложные слова с хореической («поле», «кура») и ямбической («нога», «пила») ритмической структурой. Следующие по сложности трехсложные слова с размером амфибрахий («полола», «висела», «ворота»), затем – дактиль («волосы», «лужица») и анапест («колесо», «голова»). Существенное значение имеет расположение стечения согласных по отношению к ударному слогу. Наиболее легкой конструкцией являются слова, в которых стечение согласных находится в предударной позиции.

В психологическом аспекте письменная речь определяется как компонент других видов деятельности (эпистолярной, учебной, мнестической, деятельности управления), внутри которых ей отводится определенное структурное место и функциональное назначение. В зависимости от того, какую деятельность опосредует письменная речь, выделяются различные формы письменной продукции:

Ø письма, записки, открытки – как продукты эпистолярной деятельности.

Ø дневники, записные книжки и т. д. – результаты мнестической деятельности (Выготский Л. С.); деловые письма (приказы, инструкции, отчеты и т. п.) являются продуктами деятельности управления (Щепина К. П.);

Ø формами письменной продукции учебной деятельности служат контрольное списывание, диктант, изложение, сочинение, которые имеют различную степень самостоятельности и творческой активности (Ладыженская Т. А., Львов М. Р.).

Психологическая структура деятельности письменной речи различна при создании разных форм письменной продукции и зависит от степени овладения данным навыком. Интеграцию и координацию операциональных компонентов письменной речи осуществляет ряд высших психических функций. По определению Лурия А. Р., высшие психические функции – это «сложные рефлекторные процессы, социальные по своему происхождению, опосредованные по своему строению и сознательные, произвольные по способу своего функционирования». В этом определении выделены доминирующие признаки функциональных систем: формирование в онтогенезе, сознательный контроль ее за протеканием и опосредованность речью .

Одной из наиболее важных функций, обеспечивающей базу для формирования письменно-речевой деятельности, является устная речь: «для начала обучения письменной речи действительно необходим известный уровень развития устной речи – начальная степень ее грамматичности, наличие определенного запаса слов, разделение внешней и внутренней (смысловой) сторон слова». В то же время письменные формы работ являются опорой для развития устной речи. Тесная связь письменной речи с устной подразумевает как их единство, так и существенные различия .

Процессы письменной и устной речи отличаются по многим параметрам: происхождению; психологическому содержанию; способу и условиям формирования; функциям; особенностям протекания.

Доказательства роли устной речи в формировании письменной находят свое отражение в работах, посвященных исследованию становления и развития чтения и письму детей с нарушениями устной речи (Каше Г.А., Левина, Р.Е., Никашина Н.А., Спирова Л.Ф., Хватцев М.Е., Вркина Г.В.). Вышеперечисленные исследования диктуют нарушения письменной речи как отражение неразвития устной, обусловленные различным этиологическими факторами. Отсутствие, искажения и замены звуков устной речи могут вызывать аналогичные явления в написании букв: «говор ребенка – один из самых крупных источников его ошибок». То есть ребенок пишет так, как произносит. В соответствии с системным подходом, нарушения письменной речи детерминированы Левиной Р.Е. в понятии общего недоразвития речи, проявления которого распространяются на все компоненты речевой деятельности (звукопроизношение, фонематическое восприятие, лексику, грамматический строй).

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по педагогике:

Понятие технологического образования
В XX веке человечество вступило в технологический этап своего развития. Используя различные технологические средства, человек начал активно создавать искусственный мир, свое предметное бытие. На рубеже перехода человечества в XX век научно-техническая среда, техносфера стала отчуждать человека от п ...

Понятие «обученность» в психолого-педагогической литературе
В педагогике нет однозначного толкования понятия «обученность». СИ. Архангельский определяет обученность как одно из существенных качеств обучаемого, отражающего его способность оперировать знаниями и умениями.при решении теоретических и практических задач, которое приобретается им в действиях над ...

Повышение эффективности работы по экологическому воспитанию старших дошкольников с помощью моделирования
В соответствии с целью, перед исследованием были поставлены следующие задачи: • проверить состояния рассматриваемой проблемы в психолого-педагогической и научно-методической литературе; • разработать комплекс мероприятий по повышению уровня экологического образования старших дошкольников с помощью ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru