Образовательная среда как психолого-педагогическая категория

Образование и педагогика » Создание образовательной среды при изучении иностранного языка » Образовательная среда как психолого-педагогическая категория

Страница 1

Проблема оценки образовательной среды школы в настоящее время стала одной из центральных в педагогике. При этом, хотя само это понятие широко используется авторами, его содержательное наполнение далеко не однозначно.

В современном мире все яснее осознается, что образование личности не следует отождествлять с освоением специальных учебных программ под руководством педагогов. Образование — это итог действия широкого спектра разнородных факторов. В наше время образование уже не связывается только с деятельностью специальных социальных институтов: детских садов, школ, колледжей или университетов. Уже само понятие «образовательная среда» подчеркивает факт множественности воздействий на личность и объемлет широкий спектр факторов, определяющих воспитание, обучение и развитие личности.

По мнению А.И.Леонтьева, среда – это прежде всего то, что создано человеком. «Это человеческое творчество, это культура». Психологическая наука стоит на позиции понимания среды как результата и процесса собственного творческого саморазвития личности. В нашем понимании среда выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества специалиста, так как конструирование ее требует от педагога фантазии и разнообразие способов ее создания.

Все многообразие окружающей ребенка среды можно представить следующим образом (Рис).

Рис. Многообразие окружающей среды

Под образовательной средой в дидактике понимается совокупность элементов, оказывающих жизненно значимые влияния на школьников в процессе образования (В.В.Давыдов, И.С.Якиманская, В.В.Краевский, Н.В.Кузьмина, Б.С.Гершунский, М.И.Махмутов, В.А.Сластенин).

Целостное рассмотрение образовательной среды в дидактическом смысле включает в качестве ее элементов (значимых для сохранения здоровья младших школьников) организацию процесса обучения и воспитания, методы и формы обучения, психологический фон уроков, двигательный режим учащихся, их питание и оздоровительные процедуры в течение дня. Необходимые данные о построении образовательной среды предлагаются в дидактических и методических исследованиях, развивающих теорию среды или средового подхода к обучению.

При обучении иностранному языку в искусственных условиях эффективность окружающей образовательной среды имеет решающее значение для достижения поставленных целей и оказывает непосредственное влияние на результативность обучения. По определению И.Л.Бим, современная эффективная образовательная среда при обучении иностранному языку - это все, что окружает учителя и ученика как субъектов процесса обучения и что специально вовлекается в это окружение. Несмотря на важность средо-ориентированного подхода, сознательное и целеустремленное проектирование каждой школой своей образовательной среды, все еще большая редкость.

В младшем школьном возрасте окружающая образовательная среда должна быть особенно благоприятной в психическом, физическом и эмоциональном плане, чтобы сохранить интерес младшего школьника к изучению нового языка и вызвать интерес и уважение к другим культурам. Исходя из того, что стратегической целью начального образования является воспитание личности младшего школьника как человека культуры (Е.В. Бондаревская, а целью обучения иностранному языку в начальной школе - формирование языковой личности младшего школьника, способной к межкультурному общению на самом элементарном уровне (Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н., доминирующей характеристикой образовательной среды при обучении иностранному языку должна стать ее культуросообразность, ее воспитывающий и одухотворяющий характер. Данная системообразующая характеристика образовательной среды позволяет называть ее культурной средой.

Развивая продуктивные идеи И.Л.Бим, под культурной средой при обучении иностранному языку мы понимаем все то, что окружает учителя и ученика как субъектов процесса обучения и что формирует образ личности ученика как субъекта культуры и субъекта учебной деятельности, и то, что опосредует при этом его общее развитие и развитие его способности к межкультурному общению на иностранном языке.

Нашей задачей является рассмотрение функций и характеристик культурной среды при обучении иностранному языку в начальной школы, а также возможных способов ее организации.

Для организации культурной среды, необходимо прежде выделить те ее характеристики, которые вытекают из данного нами выше определения, и которые обусловливаются особенностями возраста младших школьников. Образовательная среда при обучении иностранному языку в начальной школе включает в себя внешний и внутренний компоненты. Внутренний компонент, который мы называем коммуникативно-деятельностным, связан с воспитательно-учебным процессом (наш термин), который находит воплощение в уроке иностранного языка. Это и отбор содержания обучения и технология его освоения и формы взаимодействия учителя и учащихся между собой.

Страницы: 1 2 3

Информация по педагогике:

Анализ результатов экспериментальной работы по формированию культуры межнационального общения младших школьников средствами коллективной творческой деятельности
Около ста народов со своей культурой, традициями, бытом проживают на территории нашей страны. Государству жизненно важно воспитывать у граждан общегосударственный патриотизм, дружбу народов и веротерпимость, что является важнейшим залогом укрепления многонационального общества. Важнейшая закономерн ...

Результаты анализа условий в отдельных ДОУ г. Красноярска
На основе результатов первого этапа работы нами были проанализированы площадки ДОУ, которые заявляют у себя наличие интегрированных групп. Объектом второго этапа исследования являются детские дошкольные учреждения, где существует интегрированная группа. Предметом исследования являются условия в учр ...

Ребенок и школа
Дьюи — яркий представитель гуманистического направления в педагогике. Для него характерно любовно-уважительное отношение к детям. Жизнь ребенка «с ее потребностями не менее ценна, чем жизнь взрослого». Ребенку принадлежит право наслаждаться детством, утверждал Дьюи, и в школе он должен жить полноце ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru