Проблема оценки образовательной среды школы в настоящее время стала одной из центральных в педагогике. При этом, хотя само это понятие широко используется авторами, его содержательное наполнение далеко не однозначно.
В современном мире все яснее осознается, что образование личности не следует отождествлять с освоением специальных учебных программ под руководством педагогов. Образование — это итог действия широкого спектра разнородных факторов. В наше время образование уже не связывается только с деятельностью специальных социальных институтов: детских садов, школ, колледжей или университетов. Уже само понятие «образовательная среда» подчеркивает факт множественности воздействий на личность и объемлет широкий спектр факторов, определяющих воспитание, обучение и развитие личности.
По мнению А.И.Леонтьева, среда – это прежде всего то, что создано человеком. «Это человеческое творчество, это культура». Психологическая наука стоит на позиции понимания среды как результата и процесса собственного творческого саморазвития личности. В нашем понимании среда выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества специалиста, так как конструирование ее требует от педагога фантазии и разнообразие способов ее создания.
Все многообразие окружающей ребенка среды можно представить следующим образом (Рис).
Рис. Многообразие окружающей среды
Под образовательной средой в дидактике понимается совокупность элементов, оказывающих жизненно значимые влияния на школьников в процессе образования (В.В.Давыдов, И.С.Якиманская, В.В.Краевский, Н.В.Кузьмина, Б.С.Гершунский, М.И.Махмутов, В.А.Сластенин).
Целостное рассмотрение образовательной среды в дидактическом смысле включает в качестве ее элементов (значимых для сохранения здоровья младших школьников) организацию процесса обучения и воспитания, методы и формы обучения, психологический фон уроков, двигательный режим учащихся, их питание и оздоровительные процедуры в течение дня. Необходимые данные о построении образовательной среды предлагаются в дидактических и методических исследованиях, развивающих теорию среды или средового подхода к обучению.
При обучении иностранному языку в искусственных условиях эффективность окружающей образовательной среды имеет решающее значение для достижения поставленных целей и оказывает непосредственное влияние на результативность обучения. По определению И.Л.Бим, современная эффективная образовательная среда при обучении иностранному языку - это все, что окружает учителя и ученика как субъектов процесса обучения и что специально вовлекается в это окружение. Несмотря на важность средо-ориентированного подхода, сознательное и целеустремленное проектирование каждой школой своей образовательной среды, все еще большая редкость.
В младшем школьном возрасте окружающая образовательная среда должна быть особенно благоприятной в психическом, физическом и эмоциональном плане, чтобы сохранить интерес младшего школьника к изучению нового языка и вызвать интерес и уважение к другим культурам. Исходя из того, что стратегической целью начального образования является воспитание личности младшего школьника как человека культуры (Е.В. Бондаревская, а целью обучения иностранному языку в начальной школе - формирование языковой личности младшего школьника, способной к межкультурному общению на самом элементарном уровне (Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н., доминирующей характеристикой образовательной среды при обучении иностранному языку должна стать ее культуросообразность, ее воспитывающий и одухотворяющий характер. Данная системообразующая характеристика образовательной среды позволяет называть ее культурной средой.
Развивая продуктивные идеи И.Л.Бим, под культурной средой при обучении иностранному языку мы понимаем все то, что окружает учителя и ученика как субъектов процесса обучения и что формирует образ личности ученика как субъекта культуры и субъекта учебной деятельности, и то, что опосредует при этом его общее развитие и развитие его способности к межкультурному общению на иностранном языке.
Нашей задачей является рассмотрение функций и характеристик культурной среды при обучении иностранному языку в начальной школы, а также возможных способов ее организации.
Для организации культурной среды, необходимо прежде выделить те ее характеристики, которые вытекают из данного нами выше определения, и которые обусловливаются особенностями возраста младших школьников. Образовательная среда при обучении иностранному языку в начальной школе включает в себя внешний и внутренний компоненты. Внутренний компонент, который мы называем коммуникативно-деятельностным, связан с воспитательно-учебным процессом (наш термин), который находит воплощение в уроке иностранного языка. Это и отбор содержания обучения и технология его освоения и формы взаимодействия учителя и учащихся между собой.
Информация по педагогике:
Критерии интеграции ребёнка с особенностями развития ребёнка в группу
сверстников
Для определения возможности и успешности интегрированного обучения детей с различными нарушениями, важным является разработка и обоснование критериев (медицинских, психологических, педагогических, социальных) в соответствии с которыми ребенок может быть интегрирован в среду нормально развивающихся. ...
Методика проведения подвижных игр
Выбор игры, прежде всего, зависит от задачи, поставленной перед уроком. Определяя её, руководитель учитывает возрастные особенности детей, их развития, физическую подготовленность, количество детей и условия проведения игры. В подвижных играх может участвовать от 3-х до 300 человек. При выборе игры ...
Старшеклассники, не прошедшие итоговых экзаменов, смогут остаться на второй
год
Министерство образования и науки (Минобрнауки) намерено предоставить школьникам, получившим на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, возможность остаться на повторное обучение. Как сообщили в пресс-службе ведомства, министерство разработало соответствующий проект ведо ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.