Психофизиологические, нейрофизиологические, психолингвистические основы усвоения навыка чтения

Образование и педагогика » Особенности усвоения навыка чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи » Психофизиологические, нейрофизиологические, психолингвистические основы усвоения навыка чтения

Страница 5

Обоснованной считается точка зрения, что дефекты письменной речи могут являться следствием нарушения лексико-грамматического развития речи (Грибова О.Е., Колповская И.К., Яковлев С.Б., Чиркина Г.В.).

В данном случае проявляется на письме аграмматизм устно-речевого высказывания в рамках общего недоразвития речи, обусловленный недостаточным усвоением законов родного языка. Таким образом, исследования в области недоразвития речи доказывают тесную связь между устной и письменной речью, ключевым моментом которой является прямая зависимость успешности формирования письменного высказывания от достаточности уровня владения устной речью.

В лингвистическом (психолингвистическом) аспекте сущность письменной речи рассматривается как система процессов порождения связного письменного высказывания: «Лингвистика интересуется тем, что специфично именно для речевой деятельности» (Леонтьев А.А.). Результатом, материальным продуктом письменной речи является текст как воплощение мысли.

Лингвистика текста изучает такие продукты письменной речи, которые обладают завершенностью и представляют собой структурно-семантическое единство, отличное от простой последовательности предложений, а также характеризуются достаточным объемом и логико-грамматической правильностью построения.

Наиболее обоснованной является трактовка связности, определяющая ее как вторичную характеристику текста по отношению к целостности, следствие определенных процессов формирования текста. Однозначное определение целостности текста в современной психолингвистической литературе также отсутствует. Это понятие часто трактуется как «тема текста» или «смысловое ядро», то есть представление о целостности отражает наличие у речевого произведения единой семантической программы, единого замысла. Цельность и связность текста обеспечивается так называемой «формальной связностью» (Реферовская Е.А.), которая осуществляется лексическими и грамматическими средствами. Данное явление можно оценить, подвергнув анализу протяженность и лексико-морфологический состав предложений, а также правильность их синтаксического конструирования.

В физиологическом (психофизиологическом) аспекте письменная речь рассматривается с точки зрения реализации процесса порождения продуктивных речевых сигналов и их обеспеченности высшими психическими функциями.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Информация по педагогике:

Принципы управления
Принципы управления относятся к числу важнейших категорий управления, под которыми понимаются основные фундаментальные идеи, представления об управленческой деятельности. Принципы управления – это основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций. ...

Разработка теории формирования навыков ручного труда психологами и педагогами. Психолого-педагогические особенности
Основная теоретическая посылка состоит в научном обосновании роли и места трудовой деятельности в умственном развитии аномального ребенка, которое, прежде всего, связано с именем Л.С. Выготского. Рассматриваются различные аспекты обозначенной Л.С. Выготским проблемы, ставшими основой педагогической ...

Культурологические технологии реализации программ образовательно- воспитательной работы в ДОУ
Современное содержание дошкольного образования ориентирует педагогов на осуществление культурологического развития и формирование личности ребенка. Культурологический подход предполагает отношение педагога, направленное не только на усвоение детьми знаний, но и на способы этого усвоения, на образы ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru