Обоснованной считается точка зрения, что дефекты письменной речи могут являться следствием нарушения лексико-грамматического развития речи (Грибова О.Е., Колповская И.К., Яковлев С.Б., Чиркина Г.В.).
В данном случае проявляется на письме аграмматизм устно-речевого высказывания в рамках общего недоразвития речи, обусловленный недостаточным усвоением законов родного языка. Таким образом, исследования в области недоразвития речи доказывают тесную связь между устной и письменной речью, ключевым моментом которой является прямая зависимость успешности формирования письменного высказывания от достаточности уровня владения устной речью.
В лингвистическом (психолингвистическом) аспекте сущность письменной речи рассматривается как система процессов порождения связного письменного высказывания: «Лингвистика интересуется тем, что специфично именно для речевой деятельности» (Леонтьев А.А.). Результатом, материальным продуктом письменной речи является текст как воплощение мысли.
Лингвистика текста изучает такие продукты письменной речи, которые обладают завершенностью и представляют собой структурно-семантическое единство, отличное от простой последовательности предложений, а также характеризуются достаточным объемом и логико-грамматической правильностью построения.
Наиболее обоснованной является трактовка связности, определяющая ее как вторичную характеристику текста по отношению к целостности, следствие определенных процессов формирования текста. Однозначное определение целостности текста в современной психолингвистической литературе также отсутствует. Это понятие часто трактуется как «тема текста» или «смысловое ядро», то есть представление о целостности отражает наличие у речевого произведения единой семантической программы, единого замысла. Цельность и связность текста обеспечивается так называемой «формальной связностью» (Реферовская Е.А.), которая осуществляется лексическими и грамматическими средствами. Данное явление можно оценить, подвергнув анализу протяженность и лексико-морфологический состав предложений, а также правильность их синтаксического конструирования.
В физиологическом (психофизиологическом) аспекте письменная речь рассматривается с точки зрения реализации процесса порождения продуктивных речевых сигналов и их обеспеченности высшими психическими функциями.
Информация по педагогике:
Общая психологическая характеристика
школьника 13-15 лет
Для разработки методического пособия необходимо учитывать особенности возраста учеников. В большинстве случаев изучение темы «Движение» в школе проходит в то время когда ученикам от 13 до 15 лет. Что соответствует подростковому возрасту. В этот период происходит биологическое созревание ребенка, чт ...
Основные аспекты разработки компьютерных обучающих программ
С целью направленного использования огромного потенциала и опыта в создании ПО учебного и образовательного назначения, а также координации работ, ведущихся в системе образования по активному использованию информационных технологий, необходимо возродить практику отбора на конкурсной основе лучшего П ...
Планирование ребенка, как предупреждающий фактор благополучного развития личности
Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. В последнее время появился интерес к комплексному исследованию материнства. Важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь разв ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.