Об этом следует помнить, не забывая, однако, правила «золотой середины»; не нужно потакать ребенку, но нельзя и проявлять по отношению к нему чрезмерной требовательности.
Крайности в воспитании губительны для формирования черт личности. Те родители, которые заласкивают, изнеживают своего ребенка, не давая ему проявить минимальное усилие, должны ясно представлять себе, к чему это приводит: к эгоизму, самонадеянности, самолюбованию, инфантилизму и т. д. Ребенок, выросший в обстановке предписаний, повышенной требовательности, тоже получит свою -долю «искривлений» характера. Суровость приводит к ожесточению. Первоначальный механизм ожесточения прост и ясен: от ребенка требуют то, чего он выполнить просто не может. «Стой, не крутись», — объявляет двухлетнему карапузу мама, увлеченная разговором с приятельницей. Постоит он три-пять минут, а мама продолжает беседу, не понимая, что такая кроха не может дольше выдержать бездействия. Поливая цветы, девочка залила подоконник. «Лучше бы вообще не поливала, убирай теперь за тобой!» «Проверю, как ты умеешь читать», — говорит папа пятилетнему сыну и предлагает прочесть газету, оказавшуюся у него под рукой. Сын читает с запинками, смущается. Ему труден и текст, и шрифт, а папа в праведном негодовании заявляет: «Зря я тебя учил!» Результат — у детей возникает подавленность, сознание своего бессилия, ожесточенность по отношению к родителям. Но даже если ожесточенность к близким не возникает, то те унижения и оскорбления, которые приходится выносить дома, станут поводом для дурного поведения в другом месте: детском саду, в коллективе сверстников, затем в школе. Там ребенок начинает доказывать свое право никому не подчиняться, более того — свое право самому чинить суд и расправу.
Но так бывает значительно позже . А пока ваш ребенок маленький, он доставляет вам много радостных минут. Уже в младенчестве он выделяет вас, своих близких, радуется вам по-особенному, протягивает навстречу вам ручки, выражая свою искреннюю расположенность, симпатию, любовь. Идет время, и чувства эти становятся более человеческими — глубокими и сложными. С близкими людьми связано чувство защищенности, основанное на разнообразных жизненных ситуациях. Малыш ушибся — вы его утешили, потянулся за игрушкой — помогли ему, поиграли, поговорили, покормили, помыли, погуляли, приласкали и т. д. Вы, как говорится, оправдали его доверие. Поэтому именно ваша оценка поведения малыша становится для него столь важной.
От ребенка первых трех лет жизни нельзя ждать правильного (с нашей, взрослой точки зрения) выбора мотивов поведения. Известно, что детям раннего возраста свойственны непосредственность, импульсивность, они находятся «в плену» своих желаний и чувств. Поэтому родителям нужно стараться пробудить и разбудить в детях такие чувства, которые помогут им учитывать интересы других людей, сверстников, выполнять требования взрослых: сочувствие, доброту, взаимную симпатию.
В раннем возрасте дети легко «заражаются» чувствами других, особенно близких. Мама раздражена — малыш капризничает; родители поссорились — ребенок никак не может угомониться; старший брат слишком долго и шумно играл с ним или у взрослых было много гостей — опять слезы и капризы малыша. Конечно, трудно всю свою жизнь подчинить интересам ребенка, но всегда следует помнить, что его эмоциональный настрой зависит от того, какие чувства вызывают в нем старшие. Каждой семье присущи «свой дух», «своя атмосфера», которые дети улавливают, «впитывают», а затем и выражают особенностями своего поведения, переходящими в устойчивые черты личности. Если ваш ребенок растет в обстановке любви, сочувствия, сострадания, взаимного уважения, то вы сможете убедиться, как рано способен он проявлять эти качества, невольно вызывая удивления домашних. У мамы день рождения, она готовила, накрывала на стол, оделась в красивое платье, а гости опоздали. Увидев мамино расстроенное лицо, дочка двух с половиной лет побежала в свою комнату, принесла оттуда своих игрушечных зверей (мишку, собаку, зайца), рассадила их вокруг стола, побежала на кухню, взяла маму за руку, привела в комнату, где был накрыт стол, за которым собрались «гости» (звери), и сказала: «Мама, смотли, гости плишли».
Информация по педагогике:
Основные виды нарушений развития детей дошкольного возраста
К детям с нарушениями в развитии, относят детей с различными нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата задержкой психического развития, эмоциональными, интеллектуальными нарушениями. - Нарушения слуха. К этой категории относятся нарушения слуха различной степени — от легкой пот ...
Разработка перспективно-тематического плана
Подготовительная работа преподавателя включает два основных этапа: перспективная подготовка - к учебному году, теме и текущая - к уроку. Содержание подготовительной работы на каждом этапе складывается из личной подготовки преподавателя, подготовки учебно-материальной базы и планирования учебного пр ...
Методы и методики изучения особенностей памяти у детей дошкольного возраста
с нарушениями слуха
Цель констатирующего эксперимента: изучение особенностей памяти детей дошкольного возраста с нарушением слуха с их нормально развивающими сверстниками. Для достижения поставленной цели предстояло решить следующие задачи: Апробировать комплекс психодиагностических методик для выявления особенностей ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.