Психологическая сущность дошкольного возраста

Образование и педагогика » Воспитание в детских дошкольных учреждениях » Психологическая сущность дошкольного возраста

Страница 2

Об этом следует помнить, не забывая, однако, правила «золотой середины»; не нужно потакать ребенку, но нель­зя и проявлять по отношению к нему чрезмерной требова­тельности.

Крайности в воспитании губительны для формирова­ния черт личности. Те родители, которые заласкивают, из­неживают своего ребенка, не давая ему проявить минимальное усилие, должны ясно представлять себе, к чему это приводит: к эгоизму, самонадеянности, самолюбова­нию, инфантилизму и т. д. Ребенок, выросший в обстанов­ке предписаний, повышенной требовательности, тоже по­лучит свою -долю «искривлений» характера. Суровость приводит к ожесточению. Первоначальный механизм оже­сточения прост и ясен: от ребенка требуют то, чего он вы­полнить просто не может. «Стой, не крутись», — объ­являет двухлетнему карапузу мама, увлеченная разгово­ром с приятельницей. Постоит он три-пять минут, а мама продолжает беседу, не понимая, что такая кроха не может дольше выдержать бездействия. Поливая цветы, девочка залила подоконник. «Лучше бы вообще не поливала, уби­рай теперь за тобой!» «Проверю, как ты умеешь чи­тать», — говорит папа пятилетнему сыну и предлагает прочесть газету, оказавшуюся у него под рукой. Сын чи­тает с запинками, смущается. Ему труден и текст, и шрифт, а папа в праведном негодовании заявляет: «Зря я тебя учил!» Результат — у детей возникает подавлен­ность, сознание своего бессилия, ожесточенность по отно­шению к родителям. Но даже если ожесточенность к близ­ким не возникает, то те унижения и оскорбления, которые приходится выносить дома, станут поводом для дурного поведения в другом месте: детском саду, в коллективе сверстников, затем в школе. Там ребенок начинает дока­зывать свое право никому не подчиняться, более то­го — свое право самому чинить суд и расправу.

Но так бывает значительно позже . А пока ваш ребе­нок маленький, он доставляет вам много радостных ми­нут. Уже в младенчестве он выделяет вас, своих близких, радуется вам по-особенному, протягивает навстречу вам ручки, выражая свою искреннюю расположенность, сим­патию, любовь. Идет время, и чувства эти становятся бо­лее человеческими — глубокими и сложными. С близкими людьми связано чувство защищенности, основанное на разнообразных жизненных ситуациях. Малыш ушиб­ся — вы его утешили, потянулся за игрушкой — помогли ему, поиграли, поговорили, покормили, помыли, погуляли, приласкали и т. д. Вы, как говорится, оправдали его дове­рие. Поэтому именно ваша оценка поведения малыша ста­новится для него столь важной.

От ребенка первых трех лет жизни нельзя ждать пра­вильного (с нашей, взрослой точки зрения) выбора мотивов поведения. Известно, что детям раннего возраста свойственны непосредственность, импульсивность, они на­ходятся «в плену» своих желаний и чувств. Поэтому роди­телям нужно стараться пробудить и разбудить в детях та­кие чувства, которые помогут им учитывать интересы дру­гих людей, сверстников, выполнять требования взрослых: сочувствие, доброту, взаимную симпатию.

В раннем возрасте дети легко «заражаются» чувства­ми других, особенно близких. Мама раздражена — ма­лыш капризничает; родители поссорились — ребенок ни­как не может угомониться; старший брат слишком долго и шумно играл с ним или у взрослых было много го­стей — опять слезы и капризы малыша. Конечно, трудно всю свою жизнь подчинить интересам ребенка, но всегда следует помнить, что его эмоциональный настрой зависит от того, какие чувства вызывают в нем старшие. Каждой семье присущи «свой дух», «своя атмосфера», которые де­ти улавливают, «впитывают», а затем и выражают осо­бенностями своего поведения, переходящими в устойчи­вые черты личности. Если ваш ребенок растет в обстанов­ке любви, сочувствия, сострадания, взаимного уважения, то вы сможете убедиться, как рано способен он проявлять эти качества, невольно вызывая удивления домашних. У мамы день рождения, она готовила, накрывала на стол, оделась в красивое платье, а гости опоздали. Увидев ма­мино расстроенное лицо, дочка двух с половиной лет по­бежала в свою комнату, принесла оттуда своих игрушеч­ных зверей (мишку, собаку, зайца), рассадила их вокруг стола, побежала на кухню, взяла маму за руку, привела в комнату, где был накрыт стол, за которым собрались «го­сти» (звери), и сказала: «Мама, смотли, гости плишли».

Страницы: 1 2 3

Информация по педагогике:

Основные формы коррекционной работы с детьми и подростками
На рубеже XIX-XX веков психология начинает осознавать развивающие, гармонизирующие и целительные возможности игр. Они признаются средством освоения ребенком социальных ролей и раскрытия внутреннего мира ребенка. Аналитическому исследованию игровой деятельности посвящено ряд работ Ж. Пиаже и Э. Эрик ...

Анализ программ по русскому языку в аспекте изучаемой проблемы
Анализу были подвергнуты программы по русскому языку двух ведущих учебно-методических комплектов, используемых сегодня в российских школах при обучении младших школьников. 1. «Школа России» (научный руководитель – А.А. Плешаков) 2. Система начального образования Л.В. Занкова (научный руководитель - ...

Разработка перспективно-тематического плана
Подготовительная работа преподавателя включает два основных этапа: перспективная подготовка - к учебному году, теме и текущая - к уроку. Содержание подготовительной работы на каждом этапе складывается из личной подготовки преподавателя, подготовки учебно-материальной базы и планирования учебного пр ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru