При выполнении этих условий следует соблюдать единство и согласованность оздоровительной и воспитательной работы в семье и в детских учреждениях.
Умственное воспитание — это формирование у детей представлений о простейших явлениях природы и общественной жизни, совершенствование ощущений и восприятий, развитие внимания, воображения, мышления, речи, игры. Умственное воспитание не сводится только к расширению объема приобретаемых детьми знаний, но также развивает любознательность и умственные способности, формирует простейшие способы умственной деятельности и вырабатывает волевые реакции и поведение ребенка.
Умственное развитие — это количественные и качественные изменения, происходящие в мыслительной деятельности ребенка. Развитие это протекает на основе опыта, приобретаемого ребенком, и под влиянием воспитательных воздействий.
Ежедневная умственная нагрузка необходима для развития и укрепления здоровья ребенка, так как она способствует стремлению детей к творческой деятельности. Стремление к поиску целенаправленной деятельности, как известно, проявляется в самом раннем детстве.
Дети дошкольного возраста при неправильном воспитании иногда праздно проводят время, что является весьма опасным. Еще в XVIII в. выдающийся медик К. В. Гуфеланд отметил, что бездельники и лентяи старятся и дряхлеют значительно раньше времени. Современная наука еще не может полностью объяснить, почему это так происходит. Для правильного умственного развития детей необходимо:
наличие соответствующих игрушек и пособий для проведения специальных занятий и самостоятельной игры;
положительное общение детей со взрослыми и между собой;
своевременное развитие у детей органов чувств, ощущений, восприятий, представлений, т. е. формирование сенсорной культуры;
развитие речи, умение слушать и пересказывать;
развитие игры и других видов деятельности детей.
Умственное воспитание осуществляется путем обучения детей на занятиях и в жизни (в играх, труде и т. д.). Важное значение имеет своевременное развитие устной речи: пополнение запаса слов, обучение правильному произношению, грамматическому строю и т. д. Для развития внимания, памяти и других познавательных процессов личности необходимо разнообразить жизнь ребенка ежедневно и особенно в праздничные дни, проводя с ними занятия и игры. А. М. Горький говорил, что игра является путем к познанию мира, в котором дети живут и который призваны изменить. То же можно сказать и о других видах деятельности, в процессе которых происходит развитие детей.
Нравственное воспитание — это формирование положительных черт характера человеческой личности, которые, определяют моральный облик советского человека.
Ребенок с первых дней жизни связан с окружающими его людьми и общается с ними, в результате чего и возникают первые симпатии к людям. Позже его интересует вопрос, что хорошо и что плохо. Дети присматриваются к поступкам своих товарищей и взрослых. Таким образом, постепенно в представлении детей создаются моральные мотивы поведения, которые нередко имеют еще весьма наивный характер. Для правильного нравственного воспитания необходимо:
установление правильных взаимоотношений между детьми, а также между детьми и взрослыми;
четкое выполнение режима и сохранение положительного эмоционального состояния ребенка;
привитие любви к родной природе (это является основой воспитания патриотизма), к окружающим людям, к городу или селу, где ребенок находится, к дому, где он живет, и т. д.;
воспитание организованности и культуры поведения ребенка.
С самого раннего детства следует развивать у детей умение доводить начатое дело до конца (например, все кольца надеть на стержень пирамидки),
Информация по педагогике:
Анализ результатов экспериментальной работы по формированию культуры
межнационального общения младших школьников средствами коллективной творческой
деятельности
Около ста народов со своей культурой, традициями, бытом проживают на территории нашей страны. Государству жизненно важно воспитывать у граждан общегосударственный патриотизм, дружбу народов и веротерпимость, что является важнейшим залогом укрепления многонационального общества. Важнейшая закономерн ...
Теоретическая модель деловой экономической игры
Обращаясь к первому параграфу, где мы рассматривали возрастные особенности подросткового возраста, еще раз отметим что: 1. Подростковый возраст – один из самых важных в становлении личности. 2. В этом возрасте происходит формирование мировоззрения и картины мира 3. Становление важнейших механизмов ...
Социально-психологические особенности девиантных подростков
Для решения проблем подростков и оказания им помощи необходимо знать психологические особенности подростков нашего времени. При построении профилактической работы с детьми необходимо исходить из положения о том, что эффективность любого воздействия – социального, психологического или педагогическог ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.