Образовательная среда как психолого-педагогическая категория

Образование и педагогика » Создание образовательной среды при изучении иностранного языка » Образовательная среда как психолого-педагогическая категория

Страница 2

Внешние компоненты связаны с тем, что «окружает» данный воспитательно-учебный процесс:

- предметное оформление среды - кабинет (или классная комната), в которой проходят занятия иностранного языка;

- другие предметы начальной школы, и в первую очередь, родной язык (обучение грамоте на родном языке);

Отношение родителей к иностранному языку и важности его изучения, которое передается детям, и условия, которые создаются для успешного изучения нового языка дома. Исходя из целей разрабатываемой нами целостной системы обучения иностранному языку в начальной школе и базируясь на результатах вышеприведенных исследований, мы выделяем следующие основные функции и характеристики образовательной среды как важнейшего компонента этой системы. Очевидно, что все функции должны совпадать с целями образовательного процесса: образовательной, воспитательной и развивающей.

В соответствии с целями начального языкового образования, мы выделяем следующие специфические функции культурной среды в начальной школе:

- ценностная или нравственная - формирование нравственных ценностей у учащихся, необходимых для взаимодействия и взаимопонимания с представителями других культур (патриотизм, осознание себя частью национальной культуры, чувство гордости за свою культуру, уважение к другим культурам, уважение к старшим, трудолюбие, ответственность за процесс и результаты своего труда по овладению иностранным языком (воспитание);

- мотивационная - стимулирование субъектного и творческого характера учебно-познавательной деятельности уч-ся по овладению иностранным языком как средством межкультурного общения (развитие и образование);

- социально- интегративная – предполагает помощь маленькому ученику, как субъекту культуры в самоактуализации, культурном осознании себя частью национальной и региональной культуры, а также создание у него «образа мира» за счет приобщения к культуре других стран и народов; как субъекту учебной деятельности в принятии роли ученика и себя как части коллектива учащихся (воспитание);

- событийная – эффективное взаимодействие субъектов со средой и другими ее субъектами в контексте общего дела, события, то есть совместная учебная, творческая и досуговая деятельность младших школьников при изучении иностранного языка; при этом важно, чтобы каждый ученик ощущал себя и свою деятельность важным звеном общего дела, частью события (воспитание, развитие, образование)

Эффективная и благоприятная среда при обучении младших школьников иностранным языкам, направленная на воспитание и развитие маленького ученика как субъекта культуры и как субъекта учебной деятельности по изучению иностранного языка, должна обладать, по крайней мере, следующими четырьмя характеристиками. Она должна быть:

а) культурной или культуросообразной, воспитывающей и одухотворяющей;

б) информативной;

д) эстетичной;

е) экологичной

Прежде чем приступить к рассмотрению и обоснованию вышеназванных характеристик, отметим, что они могут найти реализацию как на уровне класса и школы, так и на уровне города (района города,села).

Доминирующей характеристикой образовательной среды при обучении иностранному языку является ее культуросообразность, ее воспитывающий и одухотворяющий характер.

В широком спектре термин «образовательная среда» прочно вошел в обиход российских психологов в конце ХХ века под влиянием идей экологической психологии.

Образовательная среда не является элементом психики, но развитие психики человека нельзя рассматривать вне связи с окружающей средой. Это положение отстаивал еще Л.С. Выготский, отмечавший важную роль окружающей ребенка социальной среды (термина «образовательная среда» тогда еще не использовали). По его утверждению, социальная среда является источником возникновения всех специфически человеческих свойств личности, постепенно приобретаемых ребенком, или источником социального развития ребенка, которое совершается в процессе реального взаимодействия идеальных и наличных форм (4). С точки зрения педагогической психологии, изучать образовательную среду чрезвычайно важно, без этого не могут быть адекватно поняты многие принципиальные проблемы развития психики, связанные с приобретением нового опыта.

Наблюдавшийся в начале 90-х годов ХХ века всплеск интереса к образовательной среде как к комплексу факторов, определяющих обучение и развитие личности, связан с активной деятельностью ряда российских психологов (С.Д. Дерябо, В.П. Лебедева, В.А. Орлов, В.И. Панов, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин и др.). Как это обычно бывает, при изучении сложных объектов у разных специалистов нет единой позиции в определении понятия «образовательная среда», в понимании ее структуры, функций, в отношении к методам ее проектирования и экспертизы. Однако, используя понятие «образовательная среда», большинство современных психологов подчеркивают, что обучение, воспитание и развитие происходят не только под воздействием направленных усилий педагога и зависят не только от индивидуально-психологических особенностей ребенка. Они существенным образом детерминированы социокультурными условиями, предметно-пространственным окружением, характером межличностного взаимодействия и другими средовыми факторами.

Страницы: 1 2 3

Информация по педагогике:

Моделирования как метод познания. Классификация моделей и видов моделирования
Моделирование ныне приобрело общенаучный характер и применяется в исследованиях живой и неживой природы, в науках о человеке и обществе. Многочисленные факты, свидетельствующие о широком применении метода моделирования в исследованиях, некоторые противоречия, которые при этом возникают, потребовали ...

Методика формирования представлений о форме предметов у дошкольников
Для реализации программных задач в качестве дидактического материала для детей 3-4 лет группе используются модели простейших плоских геометрических фигур (круг, квадрат) разного цвета и размера. Еще до проведения систематических занятий педагог организует игры детей со строительным материалом, набо ...

Виды обучения
В мировой практике сложились разнообразные стили обучения и появляются разноплановые образовательные технологии. Их специфика зависит от ориентации на определённую образовательную парадигму или дидактическую концепцию, от профессионально-личностных особенностей педагога, культурно-образовательных т ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru