Учебник и его дидактическая характеристика. Требования к современному учебнику

Образование и педагогика » Содержание образования и его социально-педагогические функции » Учебник и его дидактическая характеристика. Требования к современному учебнику

Страница 1

Содержание образования на уровне учебного материала раскрывается в учебной литературе, к которой относятся учебники, учебные пособия, хрестоматии, сборники задач и упражнений, атласы. Прежде всего, необходимо различать такие виды учебной литературы, как учебник и учебное пособие.

Учебник – это учебное издание, адресованное учащимся и содержащее систематизированное изложение учебного предмета.

По своему содержанию и структуре учебник полностью соответствует учебной программе того или иного учебного предмета.

Учебное пособие – это учебное издание, содержание которого соответствует программе лишь частично.

В учебном пособии ряд тем и разделов программы может быть не освещен, но могут присутствовать темы и разделы, не предусмотренные программой. Учебное пособие только дополняет учебник или частично (либо полностью) заменяет его, если учебник по данному предмету еще не создан.

Учебник является носителем содержания образования и основным книжным средством обучения в школе.

Структура и функции учебника.

Д.Д. Зуев выделяет следующие структурные компоненты учебника:

1) тексты как главный компонент:

а) тексты-описания;

б) тексты-повествования;

в) тексты-рассуждения.

2. Внетекстовые вспомогательные компоненты:

1) организация усвоения (вопросы и задания, памятки, инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстрациям и упражнения);

2) собственно иллюстративный материал;

3) аппарат ориентировки (предисловие, примечания, приложения, оглавление, указатели).

Функции школьного учебника

(по Д.Д. Зуеву):

1. Информационная. Учебник обеспечивает учащихся необходимой и достаточной информацией по тому или иному предмету.

2. Систематизирующая. Учебник реализует требование систематического и последовательного изложения материала в логике учебного предмета.

3. Трансформационная – связана с педагогической переработкой научных знаний, подлежащих усвоению. Материал в учебнике педагогически адаптирован в соответствии с дидактическими принципами научности, доступности, учета возрастных особенностей, связи изучаемого материала с жизнью, с практикой. Одним из важнейших направлений адаптации учебного материала является введение проблемности, эмоциональной выразительности.

4. Функция закрепления и самоконтроля. Учебник предоставляет возможности повторного изучения материала, формирования у учащихся прочных знаний может служить фундаментом при их дальнейшем углублении в процессе самообразования.

5. Интегрирующая – учебник помогает ребенку приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук.

6. Координирующая – привлечение в процессе работы над учебным материалом разнообразных средств обучения (справочники, задачники, карты, иллюстрации, фильмы, учебные пособия и т.п.).

7. Воспитательно-развивающая функция предполагает духовно-ценностное влияние содержания учебника на учащихся.

8. Обучающая функция: работа с учебником развивает такие умения и навыки, как конспектирование, обобщение, выделение главного, логическое запоминание, необходимые для самообразования.

Современные требования к учебнику.

К учебнику предъявляются требования: дидактические, психологические, эстетические, гигиенические.

Дидактические требования.

Учебник должен обеспечивать полное освоение учащимися учебного материала. Однако текст учебника (в отличие от текста справочника) служит прежде всего цели разъяснения содержания, а не просто информирования. Поэтому учебник должен быть интересным, кратким и доступным, одновременно стабильным и вариативным. Он должен отвечать требованию научности, задачам формирования научного мировоззрения, патриотизма, интернационализма. Он должен содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем конкретный, оснащенный основными фактологическими сведениями. Школьный учебник должен реализовывать связь обучения с жизнью и практикой, практическое применение знаний в учебной деятельности, взаимосвязь между отдельными учебными предметами. Он должен быть снабжен необходимыми иллюстрациями в виде картин, карт, схем, диаграмм, фотографий.

Страницы: 1 2

Информация по педагогике:

Сущность понятия «исследовательская деятельность» и ее значение в развитии дошкольников
«Исследовательская деятельность – характеризуется воспроизводимостью, доказательностью; имеется два уровня – эмпирический и теоретический. Наиболее распространенной является деление исследований на фундаментальные и прикладные, количественные и качественные, уникальные и комплексные». «Детская иссл ...

Географическое состояние подготовки к ЕНТ
С 2006 г. при определении содержания экзаменационной работы учитываются не только обязательные минимумы содержа­ния основного общего и среднего (пол­ного) общего образования по географии, но и тре­бования к подготовке выпускников, за­фиксированные в Федеральном компо­ненте государственных стандарто ...

Анализ результатов экспериментальной работы по формированию культуры межнационального общения младших школьников средствами коллективной творческой деятельности
Около ста народов со своей культурой, традициями, бытом проживают на территории нашей страны. Государству жизненно важно воспитывать у граждан общегосударственный патриотизм, дружбу народов и веротерпимость, что является важнейшим залогом укрепления многонационального общества. Важнейшая закономерн ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru