Около ста народов со своей культурой, традициями, бытом проживают на территории нашей страны. Государству жизненно важно воспитывать у граждан общегосударственный патриотизм, дружбу народов и веротерпимость, что является важнейшим залогом укрепления многонационального общества.
Важнейшая закономерность развития современного сообщества – сближение стран и народов, усиление их взаимодействия.
Составной частью процесса воспитания культуры межнационального общения является организация опыта общения людей разных национальностей. Важнейшим условием формирования у детей позитивного опыта межнационального общения является в многонациональном коллективе положительной морально психологической атмосферы.
Коллектив создает широкие возможности для сочетания личных и общественных интересов. Нормы и правила нравственного поведения осознаются индивидом в процессе общения его с другими людьми в деятельности коллектива. В процессе коллективного общения, накопления ими нравственного опыта и осознания этого опыта они глубже чувствуют и переживают отношение к явлениям окружающей жизни, к членам коллектива, к самому себе.
Сегодня стало очевидным, что межнациональное общение – одна из сложнейших проблем общественного бытия, которая проявляется в различных регионах страны. Ни в какой другой сфере не отражаются так остро конкретные, порой непредсказуемые, противоречивые действия людей. Воспитание культуры межнационального общения становится важнейшей составной частью нравственного воспитания.
Целенаправленное воспитание культуры межнационального общения – это процесс социализации личности, организация которого призвана упорядочить влияние на людей этносоциальной среды, сформировать у них собственный позитивный опыт межнационального общения.
В настоящее время остро ощущается необходимость воспитания уже с детского возраста культуры межнационального общения и систематической, целенаправленной работы школы в этом направлении .
Культура межнационального общения представляет собой совокупность нескольких компонентов:
мотивационно - потребностный – знание роли своей национальной культуры роли культуры этноса. Это одно из важнейших условий оценки явлений общественной жизни и формирования культуры межнационального общения;
эмоционально-оценочный – знание национальной культуры этноса, с которым осуществляется процесс общения. В условиях поликультурного общества особенно важными являются знания народных обычаев и обрядов, праздников и народных традиций, танцев, пословиц, сказок, народной педагогики – всего, что связано с духовной культурой, что может уберечь от некомпетентности, ошибок при принятии решений и удержит от необдуманных поступков;
когнитивный - единство знаний об истории и культуре своего этноса, его традиций. Без социальной памяти нет, и не может быть национальной культуры. Молодежь не знает своих корней и своей истории и не имеет порой даже элементарных сведений в области религии, плохо знает выдающихся деятелей культуры;
поведенческий – знание особенностей национальной культуры как выражения национальной психологии, что также позволит избежать ошибок в общении. Поэтому работу по воспитанию культуры межнационального общения следует организовывать таким образом, чтобы в единстве шло развитие каждого из названных компонентов.
Нами была проведена экспериментальная работа на базе Каргатской СОШ № 1 Новосибирской области. В эксперименте приняли участие дети 4 «а» класса в количестве 20 человек. Они были поделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 10 человек в каждой). Экспериментальная работа проводилась в Работа проводилась в три этапа:
Информация по педагогике:
Об организации досуга детей
Грамотная организация досуга отвлекает детей от улицы, от групп асоциальной направленности. Дети получают полезные знания, умения, навыки, усваивают социально приемлемые моральные нормы, вырабатывают ценностные ориентации и жизненные планы, самореализуются в различных видах полезной деятельности, а ...
Изучение понятия «ценность» в теории физкультурного образования
На рубеже второго тысячелетия для развития теории физической культуры и ее специфического направления – теории физкультурного образования – возникла необходимость создания новой методологической базы, основанной на разработке ценностно-гуманистических, интегративных аспектов физкультурной деятельно ...
Условия формирования познавательного интереса
Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся: Первое условие состоит в том чтобы, осуществлять максимальную опору на ак ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.