Подводя итоги изучения материала по данной главе, следует вернуться к основным положениям и выводам, сделанным в процессе рассмотрения понятия «коммуникативная культура» и взаимодействия старших дошкольников друг с другом.
С позиций А.А. Бодалева, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна, В.А. Сластенина, А.В. Мудрика нами были изучены общие и частные проблемы общения межличностных коммуникаций и основы коммуникативной культуры, среди которых можно выделить: вежливость, корректность, тактичность, скромность, предупредительность.
Также в данной главе подробно были рассмотрены основные стороны общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.
Особое внимание было уделено видам общения: «контакт масок», примитивное общение, формально-ролевое, деловое, духовное (межличностное), манипулятивное, светское общение. Также были рассмотрены вербальные и невербальные средства общения. В контексте невербального общения были выделены зоны дистанций в человеческом контакте: интимная зона, личная (персональная) зона, социальная и публичная зоны, и рассмотрены особенности мимики и жестов.
В процессе изучения возрастных особенностей общения в старшем дошкольном возрасте с позиции А.Г. Рузской и Н.И. Гнощенко была рассмотрена динамика развития содержания потребности в общении со сверстниками. Также в данной главе подробно были рассмотрены критерии коммуникативного акта.
В следующей главе работы, для более детального исследования развития коммуникативных навыков старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре, будут рассмотрены: сущность, структура сюжетно-ролевой игры, особенности организации игровой деятельности, а также игра как средство развития коммуникативной культуры.
Информация по педагогике:
Содержание экспериментального исследования и анализ его результатов
На констатирующем этапе исследования мы проводили анкетирование учащихся с целью выявления отношения школьников к краеведению (вопросы 1 – 4) и исходного уровня знаний краеведческого характера у школьников (вопросы 5 – 8). Ученикам были предложены следующие вопросы: Что вы понимаете под понятием «к ...
Совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность
самообразования личности как средства достижения жизненного успеха
Исследование проблемы самообразования личности как средства достижения жизненного успеха, предполагает установить совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность этого процесса. Опыт самообразовательной деятельности личности, как было показано выше, детерминирован ее мот ...
Понятие универсальных учебных действий и их классификация
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов де ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.