Социальная компетентность, модель и структура

Страница 1

Опираясь на сравнительно малые наработки в области изучения компетентностей, прорисовывается их высокая эффективность и значимость в жизненной стратегии личности. Рассмотрим еще один более актуальный и мало изученный вид умений и навыков, это социальные компетентности. Современная ситуация общества, настолько многогранна и неотчетлива, что требует от личности высокого уровня умений и навыков, без которых жизнедеятельность человека в социуме не возможна. В связи с чем, остро встает проблема о межличностном взаимодействии и выстраиванию собственной траектории сосуществования в социальном пространстве. Успешность личности напрямую зависит от осведомленности его в социальных вопросах, умению видеть проблему и решать её. Поэтому ключевым аспектом в успешности личности, является уровень сформированности и представленности социальных компетентностей, которые позволяют достичь желаемых целей и добиться нужного результата.

Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков способствующих успешному сосуществованию личности в социальном пространстве.

Для выявления видов социальной компетентности, определимся с ее структурой и содержанием. Понятие социальной компетентности, хорошо представлено в работах Дж. Равенна и прорисовывает отчетливую картину их структуры и смысла, поэтому за основу мы возьмем именно его наработки.

В число основных слагаемых социальной компетентности входят:

1) мотивация и способность включаться в деятельность высокого уровня, например, проявлять инициативу, брать на себя ответственность, анализировать работу организаций или политических систем;

2) готовность включаться в субъективно значимые действия, например, стремиться повлиять на происходящее в своей организации или на направление движения в обществе;

3) способность использовать свои выводы при выборе стратегии собственного поведения;

4) готовность и способность содействовать климату поддержки и поощрения тех, кто пытается вводить новшества или ищет способы более эффективной работы;

5) адекватное понимание того, как функционируют организация и общество, где живет человек и работает, и адекватное восприятие собственной роли и роли других людей в организации и в обществе в целом;

6) адекватное представление о ряде понятий, связанных с управлением организациями. В число таких понятий входят: риск, эффективность, лидерство, ответственность, подотчетность, коммуникация, равенство, участие, благосостояние и демократия.

Все вышеперечисленные компоненты компетентности можно отнести к двум сферам: когнитивной и эмоциональной, они могут в значительной степени заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения. Чем больше таких компонентов вовлекает человек в процесс достижения значимых для себя целей, тем выше вероятность того, что он этих целей добьется.

Этот способ анализа компетентности можно конкретизировать, обратившись к «модели компетентности». Равен предлагает рассматривать социальные компетентности с помощью таблицы, которая представляет собой совокупность значимых аспектов поведения и компонентов эффективного поведения. Значимые аспекты поведения были выделены в 3 группы и описаны еще Маккелландом в 1958 году, Дж. Равен структурировал и эмпирически подтвердил их. Эти группы – «Достижение», «Сотрудничество» и «Влияние». Проиллюстрируем разработанную, Дж. Равеном таблицу.

Значимые аспекты поведения

Достижение:

- Изобретать

- Делать что-либо более эффективное, чем раньше

- Совершенствовать понимание явлений и ситуаций

Сотрудничество:

- Оказывать поддержку и содействовать тем, от кого зависит достижение цели

- Обеспечивать бесконфликтную совместную работу

- Устанавливать с людьми теплые доверительные отношения

- Устраивать эффективные групповые обсуждения

Влияние:

-Обеспечивать в группе обмен знаниями для принятия эффективных совместных решений

- Четко формулировать цели группы и направлять энергию членов группы на их достижение

- Откликаться на запросы других людей

Далее перечислены компоненты эффективного поведения, наличие которых делает весьма вероятным успешное завершение какой-либо деятельности. Эти компоненты компетентности включают когнитивные процессы (такие, как планирование или определение возможных препятствий на пути к достижению цели), аффективные процессы (использование эмоций – позитивных и негативных – для выполнения задачи) и привычное поведение (например, привычка к интенсивной работе).

Страницы: 1 2 3

Информация по педагогике:

Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе обучения
На констатирующем этапе экспериментальной работы осуществлялась диагностика степени сформированности валеологических ценностей у детей экспериментальной группы. Для этого использовались следующие методики: · Анкета по оценке сформированности программы здорового образа жизни. · Тестирование, позволя ...

Организация самостоятельной работы студентов на уроке математики
Главная задача каждого преподавателя дать студентам на только сумму знаний, но и научить их учиться. Механическая работа на уроке, приводящая к ничтожному напряжению мысли, мало полезна. И поэтому важной задачей для преподавателя является научить студентов самостоятельно приобретать знания, а этого ...

Н.К. Крупская о пионерском движении
С первых дней создания пионерской организации Крупская принимала в ее жизни деятельное участие. Она всячески помогала борьбе с буржуазным детским движением (бойскаутизмом), имевшим известное распространение среди молодежи в первые годы революции, и стремилась связать деятельность новой, пролетарско ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru