В рамках Федеральной Экспериментальной площадки в лицее №1 г. Красноярска, нами был проведен ряд исследований по изучению социальных и ключевых компетентностей у учащихся 7 – ых классов. Основополагающим исследованием, было проведение в рамках школы формирующего эксперимента, который мы назвали деловая экономическая игра «Люди будущего». Данная игра для нас стала средством развития социальных и ключевых компетентностей у подростков, а так же способом по разрешению социальных трудностей связанных с переходным возрастом.
Участниками игры стали два ФЭПовских класса 7-а и 7-б. В течении трех недель силами студентов мы пытались подготовить детей к новой для них деятельности –предпринимательской. Малая осведомленность в этом вопросе у школьников, задала свои трудности, но большая часть детей уловила концептуальные моменты практически сразу.
На первом занятии мы ознакомили детей с правилами игры и рассказали о важности экономических знаний в современном обществе, так же привели ряд примеров известных предпринимателей, рассказали об их истории, тем самым, стимулируя у детей интерес. Было задано массу вопросов, как на понимание инструкции игры, так и вообще о бизнесе, о его значимости, об особенностях и организации. В конце занятия мы представили детям домашнее задание в виде создания «бизнес – плана » планируемого предприятия (критерии см. выше). Раздали инструкции, как для классных руководителей, так и для участников (см. приложение 1).
Второе занятие началось с рассказа о важности планирования в любом деле, так как план это 80% успеха, не начатого дела. После этого ребята начали защиту своих планов предприятия, их оказалось около 10. Процедура заключалась в следующем: выходил уполномоченный представитель фирмы (директор по связям с общественностью) и оглашал род деятельности предприятия, количество участников, то кто какие должности занимает и т.д. Озвучивал рекламный лозунг и рекламировал предприятие (то какое оно хорошее). Азарт, в глазах детей, с каждой защитой все больше и больше нарастал. Именно по этому после защиты так называемых «бизнес-планов», их появилось еще около 5. Заинтересованность детей была на лицо.
Образовалось около 11 предприятий разного характера и сферы деятельности. Нами были зарегистрированы следующие фирмы:
1. Салон красоты «Кармен» (5 человек) 7 «Б»
2. Салон красоты «3s» (2 человека)
3. Фитнес - клуб «Карамелька» (8 человек) 7 «Б»
4. Кинотеатр «Лицей-фильм» (7 человек) 7 «А» и 7 «Б»
5. Массаж-кино «Юпета» (5 человек) 7 «А»
6. Продажа канцелярии «КаТок» (5 человек) 7 «А»
7. Решение домашних заданий «Решебник» (4 человека) 7 «А»
8. Студия визажа «MERALIN» (2 человека) 7 «Б» и 7 «А»
9. Улучшение сотовых телефонов «Mobile upgrade» (3 человека) 7 «Б»
10. Рекламное агентство «Дирек» (8 человек) 7 «Б»
11. Кофейня «Brother Bread» (8 человек) 7 «Б»
В ходе защиты мы оценивали степень подготовленности каждой команды, изучали разработанные бизнес – планы, и главное рассматривали представленность социальных компетентностей в детях. (структуру см. выше)
Так же на занятии мы совместно с детьми придумали денежную единицу и разработали для нее дизайн.
В конце занятия мы еще раз огласили список участвующих фирм, остановились подробнее на правилах игры и организационных моментах. На следующем занятии уже была игра.
Игра началась со встречи в библиотеке, где учителя и организаторы говорили о важности мероприятия и ответственности перед своими коллегами бизнесменами.
После 10 минут, которые мы дали на подготовку, началась игра и сразу же в коридорах зазвучали рекламные лозунги, призывы посетить предприятия. Зазвучала музыка, и заработали чайники, кофеварки, где то зажужжал миксер и молочные коктейли начали продаваться с необычайной скоростью. Но вдруг вырубается электричество и предприятия, которые от него зависели, просто перестают функционировать – реальная жизненная ситуация. И весь поток клиентов ринулся в салоны красоты, массажные салоны. Этот аспект является очень показательным, так как компания «лицей фильм» (показывала ролики из Интернета) не успела заработать ни цента. Организаторы тщательно изучали и оценивали, то, как работают предприятия. В руководстве у них была специальная анкета наблюдателя (см приложение 4), где они должны были отследить поведение детей и зафиксировать уровень используемых навыков и умений. Запоминающимся моментом для многих стала деятельность фирмы «Brother Bread» (с англ. братец хлеб). Они организовали кофейню, в меню которой входили разнообразные бутерброды и экзотические напитки, кстати, они и заработали больше всех денег (лимонов). В их организации поразило то, что каждый знал свою роль. Официанты работали с клиентами, повара готовили, директор считал деньги и заботился о порядке и ни кто не пытался навязать свое мнение или упрекнуть – это говорит о высокой сплоченности коллектива и высоком уровне развития межличностных отношений . Так же было отмечено несколько предприятий, поразивших своей оригинальностью и оформлением. Салон красоты «Кармен» делал оригинальные укладки и наносил татуировки в цвет одежды с учетом дизайнерских решений. «Лицей – фильм» удивил своей слаженностью и подбором интересных и познавательных роликов. «Юпета» - качественным массажем и молочными коктейлями, так же оформлением рабочего пространства и распределением должностных обязанностей. Были, конечно, и аутсайдеры, такие как «Mobile upgrade», которые занимались закачкой мелодий и картинок на телефон. У них клиентов практически не было, следовательно, они ни чего не заработали. Не грамотное планирование предприятия и отсутствие рекламы сделали свое дело. Итак, из проведенной нами игры, мы сделали огромное количество выводов. Обнаружили массу дефицитов касающихся социального взаимодействия, учителям продемонстрировали возможности ребят и то, над чем стоит поработать. Представляя картину, теперь можем перейти к исследованиям, которые мы провели.
Информация по педагогике:
Описание констатирующего этапа экспериментальной работы
Экспериментальная работа по формированию у младших школьников логических УУД проводилась на уроках окружающего мира на базе МКОУ «Новолисинская школа – интернат» Тосненского района Ленинградской области. В эксперименте принимали участие учащиеся 2 «А» (17 чел.) и учащиеся 2 «Б» (15 чел.) в течение ...
Методика проведения подвижных игр
Выбор игры, прежде всего, зависит от задачи, поставленной перед уроком. Определяя её, руководитель учитывает возрастные особенности детей, их развития, физическую подготовленность, количество детей и условия проведения игры. В подвижных играх может участвовать от 3-х до 300 человек. При выборе игры ...
Законы и принципы внутришкольного управления
В системе образования общеобразовательная школа выступает объектом внутришкольного управления. Следовательно, мы можем говорить об управлении школой и ее отдельными компонентами или частями, выступающими подсистемами более общей системы общеобразовательной школы. Такими подсистемами являются целост ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.