Понятия "дифференциация" и "индивидуализация" обучения

Образование и педагогика » Психологические основы дифференцированного обучения » Понятия "дифференциация" и "индивидуализация" обучения

Вне всяких сомнений, для лучшего понимания психологических основ дифференцированного обучения необходимо для начала уточнить содержание понятия "дифференциация обучения", а также его соотношение с понятием "индивидуализация обучения", поскольку однозначная трактовка этих понятий в современной дидактической литературе отсутствует. Так, некоторые исследователи употребляют их как синонимы, другие используют какой-либо один из этих терминов, но в достаточно широком смысле. Вообще, предпочтение того или иного из этих слов в педагогике – это по большей части вопрос традиции или договоренности.

В "Педагогической энциклопедии" индивидуализация определяется как "…организация учебного процесса, при которой выбор способов, приёмов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень раз-вития их способностей к учению". Большинство наиболее известных советских исследователей инди-видуализации обучения используют понятие индивидуализации примерно в том же значении. Индивидуализация здесь вовсе не предполагает обязатель-ного учёта особенностей каждого учащегося, чаще всего исследователи огра-ничиваются учётом групп учащихся, сходных по какому-либо комплексу ка-честв. Например, по мнению А.А. Рабунского, под индивидуализацией обу-чения обычно понимается "особая организация учебного процесса в коллек-тиве класса (группы), которая направлена на осуществление требований ин-дивидуального подхода". Термин "дифференциация обучения" обозначает, по мнению автора, "разделение учебных планов и программ в старших клас-сах средней школы, осуществляемое на факультативных занятиях, в специа-лизированных школах и классах".

Существует ещё один подход к определению и иерархии данных понятий, в соответствии с которым дифференциация является родовым понятием и включает в себя индивидуализацию как понятие видовое. В этом случае "учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учёт типичных индивидуальных различий учащихся, принято называть дифференциацией, а обучение в условиях этого процесса – дифференцированным обучением". При этом различают внутреннюю и внешнюю дифференциацию. Под внутренней понимают такую организацию учебного процесса, при которой учёт индивидуальных особенностей учащихся производится в рамках их обучения в обычных группах. Все они работают по одинаковым учебным планам, программам и пособиям, но учитель использует индивидуальные методы работы, формы и средства обучения. Внутренняя дифференциация в рамках рассматриваемого подхода называется индивидуализацией обучения. Внешняя дифференциация – такая организация учебного процесса, при которой учащиеся объединяются в группы в соответствии с их особенностями, способностями и склонностями. Обучение в этих группах осуществляется по особым программам и учебникам.

Достаточно полный анализ существующих подходов к определению понятий "индивидуализация" и "дифференциация" обучения проведён И. Унт. В результате этого анализа автор приходит к мнению, что "для определения понятия "индивидуализация" следует "исходить из необходимости, чтобы это понятие правильно и исчерпывающе отражало в общих чертах учёт индивидуальных особенностей детей и по возможности охватило бы все формы и методы учёта этих особенностей". По этим соображениям понятие "индивидуализация" используется И. Унт как "учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются". Под дифференциацией же понимается "учёт индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения; обычно обучение в этом случае происходит по несколько различным учебным планам и программам". Таким образом, индивидуализация понимается И. Унт более широко, чем дифференциация, и включает в себя последнее. Дифференциация в этой работе в рамках при-нятого определения рассматривается как один из основных вариантов инди-видуализации.

Итак, проведённый анализ действительно свидетельствует о наличии раз-ных подходов к определению понятий "дифференциация" и "индивидуали-зация". Каждый из них в определённой степени правомерен, однако далее будем придерживаться подхода, описанного Скаткиным. В соответствии с ним более общим понятием является понятие дифференциации. Дифферен-циация обучения может быть как внутренней, так и внешней. Внутренняя дифференциация понимается как индивидуализация обучения в рамках ста-бильных в целом учебных групп. При этом возможно сочетание внешней и внутренней дифференциации: последняя может осуществляться как в обыч-ном классе, так и в группах учащихся, выделенных на основе их интересов и способностей.

Информация по педагогике:

Понятие процесса формирования разносторонне развитой личности
Человек как часть природы, как высшее звено эволюции наделен естественными жизненными силами. Однако главное в человеке – это его личность. Говоря о развитии, воспитании и формировании личности, необходимо учитывать, что понятия эти взаимосвязаны, дополняют друг друга. Под развитием личности понима ...

Проблемы детей с особенностями развития
Для описания проблем, возникающих у детей с особенностями развития, существует два подход: медицинский или индивидуальный подход (модель) и социальный подход (модель). Охарактеризуем специфику каждой модели: Медицинская модель инвалидности Медицинская модель рассматривает человека с инвалидностью к ...

Амины. Аминокислоты. Азотсодержащие гетероциклические соединения
Амины. Строение аминов. Аминогруппа. Амины как органические основания, взаимодействие с водой и кислотами. Анилин как представитель ароматических аминов. Получение анилина из нитробензола (реакция Н.Н. Зинина), практическое значение анилина. Аминокислоты. Строение аминокислот. Особенности химически ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru