Природу русской орфографии обычно определяют с лингвистических позиций. Теоретические обобщения в области фонетики, графики, орфографии лежат в основе методики обучения грамоте и правописанию; грамматические теории (о частях речи, словосочетании, предложении) является базой для методики обучения грамматике; на лексику, теорию текста и др. дисциплины, изучающие речь, опирается методика развития речи. Все вместе они составляют лингвистические основы методики обучения русскому языку.
Понимание природы орфографии, ее свойств раскрывается через ее принципы, т.е. через основные положения ее теории. Русская орфография подчинена нескольким принципам. Нас интересует морфологический принцип, т.к. наша тема основана на нем. М. Р. Львов говорит о том, что морфологический принцип орфографии предполагает единообразное, одинаковое написание морфем - корня, приставки, суффикса, окончания, независимо от фонетических изменений в звучащем слове, происходящих при образовании родственных слов или форм слова, т.е. от позиционных чередований, других закономерных или традиционных несоответствий письма и произношения. К числу таких несоответствий относятся: все случаи безударных гласных в разных морфемах - корне, приставке, суффиксе, окончании, оглушение звонких согласных и озвончение глухих перед парными глухими или звонкими согласными, оглушение звонких в абсолютном конце слова; традиционное орфоэпическое произношение многих слов и сочетаний - [c'ин'ьвъ], т.е. "синего", [кан'эшнъ], т.е. "конечно".
Ключ к правильной передаче значений слов, словосочетаний на письме, согласно морфологическому принципу орфографии, в понимании значения (или, точнее, роли в раскрытии значения) каждой морфемы, в первую очередь, корня слова, а затем его суффикса, префикса, окончания. Любое игнорирование морфемного состава при выборе буквенного обозначения слова (словосочетания) наносит ущерб его семантике, правильной передаче значения. М. Р. Львов утверждает, что постоянная систематическая работа учащихся по проверке орфограмм на основе морфологического принципа способствует усвоению словообразования (практически, до или без теории) , обогащению словаря, пониманию системы языка. Сказанное подтверждает ведущее положение именно морфологического принципа, если его оценивать с точки зрения методики обучения орфографии.
Письмо, построенное по морфологическому принципу, лишь внешне расходится с произношением: произносим [гот], [вада], [здал], [път'ин'ис'], пишем "год", "вода", "сдал", "подтянись", на самом деле, написание по морфологическому принципу сохраняют в буквенном составе слова (словосочетания) то исходное звучание, которое характерно для данного корня, суффикса, падежного личного окончания, - любой морфемы. Решающую роль играет сильная позиция фонемы, что и определяет графическое решение: для корня "год" - в словах "годик", "година", "новогодний", "годовщина", в словоформе "годы" и пр. ; для корня "вод" - в словах "водный", "водник", "безводный", "паводок", "водовоз", "наводнение" и пр. ; для приставки "с" - в словах "съехал", "списал", "срисовал", и в ее вариантах "согнал", "собрал"; для приставки "под" - в словах "подложить", "подъем" и в ее вариантах "подошел", "подобрал" и пр.
М. Р. Львов доказывает, что работа учащегося по морфологическому принципу как бы высвечивает и морфологический состав слова, и словообразовательную модель, и его значение, и, как видим, его грамматическую форму, через написания окончания. Так, падежное окончание "е" пишется в Д. п. имени существительного 1 скл. ("по воде", "по улице"). Область использования каждого окончания ограничивается определенным грамматическим классом слов. Но и в этом случае морфологический принцип письма обеспечивает единообразное написание морфем одного типа, в данном примере - падежных окончаний имени существительного определенного класса. Здесь также учитывается фонемная природа графики: в слабых вариантах пишется та графема, которая обозначает фонему сильной позиции в данном окончании.
Информация по педагогике:
Методы и методики изучения особенностей памяти у детей дошкольного возраста
с нарушениями слуха
Цель констатирующего эксперимента: изучение особенностей памяти детей дошкольного возраста с нарушением слуха с их нормально развивающими сверстниками. Для достижения поставленной цели предстояло решить следующие задачи: Апробировать комплекс психодиагностических методик для выявления особенностей ...
Организация воспитательного процесса
В программе «Школа 2000…» реализуется гуманистический подход к воспитанию, провозглашающий как наивысшую ценность приоритет свободного развития и самореализации личности ребенка на основе идеалов любви, справедливости, добра и в гармоничном сочетании с ценностями и интересами общества. На этапе нач ...
Социализация детей-сирот
Л.С. Выготский: «Высшие процессы детского мышления… возникают в процессе социального развития ребенка путем перенесения на самого себя тех форм сотрудничества, которые ребенок усваивает в процессе взаимодействия с окружающей социальной средой. Мы видим, что коллективные формы сотрудничества предшес ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.