Формирование представлений у дошкольников о величине предметов и ее измерении

Страница 1

С первых дней жизни ребенок попадает в мир предметов и явлений. Познание их происходит на основе восприятия, которое является важнейшим сенсорным процессом, направленным на опознание, обследование объектов, раскрытие его особенностей. Восприятие ребенка в дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Посредников. Посредник может быть равен одному из измеряемых предметов, либо меньше сравниваемых предметов по величине.

Измерение – это сравнение данной величины с другой величиной этого же рода принятой за единицу. Измерение может быть как непосредственным, когда сопоставляют измеряемый предмет и единицу измерения, так и более или менее опосредованным. Измерение включает в себя две логические операции: разделение и замещение. С помощью разделения ребенок дробит целое на части, а затем соединяет отдельные части, представленные числом мерок, тот есть производит операцию замещения. Измерение устанавливает числовое отношение между измеряемой величиной и заранее выбранной единицей измерения, эталоном.

В общем смысле, измерение – вид деятельности, направленный на определение величины условного объекта. Объект измерения – измеряемая величина, средства измерения – выбранная мерка. Цель измерения – определить величину предмета, выразить его числовым значением. Результат измерения – установить численное отношение между измеряемой величиной и заранее выбранной единицей измерения.

Измерение различных величин в техническом отношении носит различный характер, для длин он один, для масс – другой, для времени – третий и т.д. Однако в основе любого измерения лежит один и тот же принцип: измеряемый объект сравнивается с эталоном, то есть с предметом или явлением, величина которого принята за единицу измерения. В результате сравнения получается число, характеризующее измеряемую величину.

Осознание величины предметов способствует умственному развитию ребенка, развитию способности отображения, распознавания, сравнения, обобщения. Формирование понятия величины и измерительной деятельности на занятиях по ФЭМП подводят дошкольников к пониманию величины как математического понятия, и готовит к дальнейшему его усвоению в школе.

Восприятие величины детьми дошкольного возраста осуществляется на сенсорной основе и опосредуется мышлением и речью и зависит от опыта практического оперирования предметами, развитие глазомера, мыслительных процессов: сравнения, анализа, синтеза и др.

Формирования понятия «масса» опирается на развитие «барического чувства». «Барическое чувство» возникает в результате давления предмета на поверхность тела человека. Для определения тяжести предмета, человек на ладонях своих рук его «взвешивает». В восприятии массы участвуют зрительный, тактильный и двигательный анализаторы.

Таким образом, в единицах массы дети ориентируются очень слабо, отождествляя их с результатом измерения. Знания об измерении массы у дошкольников несколько полнее, чем об измерении объеме тел, вместимости сосудов, однако они нуждаются в серьезном уточнении и систематизации.

Согласно «Временным требованиям к содержанию и методам обучения и воспитания в детском саду» дети должны иметь понятия: величина, масса, объем и иметь навыки измерительной деятельности с предметами, сыпучими веществами и жидкостями. Но не всех программах знакомят детей со всеми понятиями. В программе «Радуга» дети знакомятся только с величиной и ее измерительной деятельность, программа «Развитие» знакомит детей только с понятиями величина, масса, объем, но нет формирования навыков измерительной деятельности. И только в программах «Из детство – в отрочество», «Детство», «Школа 2100» детей знакомят со всеми понятиями и их измерительной деятельностью.

Страницы: 1 2

Информация по педагогике:

Специфика и особенности процесса педагогической коррекции
Выделяют следующие специфические черты коррекционного процесса: коррекция ориентирована на клинически здоровую личность, имеющую в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы; коррекция ориентируется на здоровые стороны личности; в коррекции чаще ориентируются на настоящее и буду ...

Формы обучения
В литературе по педагогике часто путают понятия метода и формы обучения. Дадим следующие определения: Форма - характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод. Метод - способ совместной деятельности преподавателя и студента с целью решения задач. Формы обучения бывают конкретным ...

Принципы работы с песней на уроке иностранного языка
Несмотря на все преимущества использования песни в обучении иностранному языку, учебно-методические комплексы не содержат достаточного количества песенного материала. На начальном и среднем этапах обучения необходим отбор учителем песенного материала, соответствующего практическим целям данного эта ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru