Условия формирования исследовательской деятельности

Страница 1

Создание условий для исследовательской деятельности детей в условиях личностно-ориетированного образования представляется как задание определенной программы действий ребенка по поиску способов для достижения целей. При этом постановка проблемы может задаваться педагогом, а ее решения предлагаться ребенком и включать в себя прогнозы, оценки и последовательность действий. Познавательная деятельность, принимая экспериментально-поисковый характер, предполагает создание определенных алгоритмов, которые являются для детей ориентирами для коррекции собственной деятельности.

В процессе развивающего обучения важно затронуть ценностно-смысловые ориентации детей. Именно включение ценностно-значимых смыслов деятельности поставит ребенка в активную позицию в освоении ценностей человеческой культуры, что и обеспечит развитие его личности. В процессе изменения интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы ребенка происходит включение новых содержательных мотивов его учения и кардинальная перестройка основных механизмов регуляции поведения. Это характеризуется тем, что в его сознании меняется картина мира. Она становится более адекватной и целостной, отражает объективные свойства вещей, взаимосвязи, взаимообусловленности. В результате происходит непрерывное и постоянное перестроение, переосмысление и осознание ребенком этого мира, что позволяет ему осуществлять не только воспроизводящую, но и регулирующую и рефлексирующую деятельность.

Структура исследовательской деятельности

Підпис: Не подтвердилось

Цель данной структуры заключается в развитии способностей ребенка работать с исследуемыми объектами в «лабораторных условиях» как средством познания окружающего мира. Задачами являются: развитие мыслительных процессов, мыслительных операций, освоение методов познания (учебных, поисковых), причинно-следственных связей и отношений.

В экспериментально-исследовательской структуре познавательной деятельности используется следующая логика методов:

v Вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы;

v Схематическое моделирование опыта;

v Вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность;

v Метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»;

v Метод «первой пробы» применение результатов собственной исследовательской деятельности, суть которого состоит в определении ребенком личностно-ценностного смысла совершенных им действий.

Создание в дошкольном учреждении пространственно-предметной среды развития и саморазвития ребенка способствует самостоятельному приобретению опыта. Такая среда строится на принципах, разработанных В.А. Петровским, Р.М. Чумичевой:

ü Принцип дистанции, определенной позиции при взаимодействии ребенка с объектами экспериментально-исследовательской деятельности;

ü Принцип активности, самостоятельности, предполагающий обнаружение законов при взаимодействии ребенка и находящимися в группе объектами;

ü Принцип стабильности и динамичности. В группе каждый объект имеет свое место, однако если возникает необходимость передвинуть его, то на новом месте он символизирует, то же отношение взаимодействия или помогает ярче обозначить изучаемое отношение между объектами и явлениями;

ü Компенсирование и гибкое зонирование. Данный принцип помогает выразить связи, существующие в мире живой и неживой природы, в жизни человека и природы и др.;

ü Принцип эмоциогенности, индивидуальной комфортности позволяет ребенку почувствовать свою внутреннюю, глубинную связь с природой, которая выполняет функцию создания внутреннего покоя человека, осознание своей гармоничности в мире природы.

В мини-среду научной лаборатории вносят модели последовательности проведения экспериментов, соотнесенные с реальными объектами, явлениями, предметами в группе; схемы различных способов достижения цели познавательной деятельности и т.п.; создание лабиринтов в горизонтальной и вертикальной плоскости позволяет ребенку «путешествовать» от одного домирующего объекта познания к другому. Детям предлагаются модели знакомых игр, позволяющие им или повторить пройденный материал, или изменить его, закрепить в естественной игровой среде. Такая форма организации пространственно-предметной среды группы полностью соответствует содержанию и цели: формирование основ экспериментально-исследовательской культуры дошкольников.

Страницы: 1 2

Информация по педагогике:

Структура игры. Игра как формирующий эксперимент
Цели исследования: Внедрение в традиционный учебный процесс активных методов формирования и развития социальных, образовательных и ключевых компетентностей. Выстроить образовательную траекторию школьников с учетом их вне учебного интереса. Задачи исследования: 1. Апробирование новых обучающих техно ...

Использование локальной сети в образовании
Развитие средств вычислительной техники, а особенно появление персональных компьютеров привело к созданию нового типа информационно-вычислительных систем под названием локальная вычислительная сеть (ЛВС). ЛВС нашли широкое применение в системах автоматизированного проектирования и технологической п ...

Понятие «универсальные учебные действия»
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного ус ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru