Представление умственно отсталого ребенка о себе как субъекте познания окружающего мира

Образование и педагогика » Ознакомление с окружающим умственно отсталых дошкольников » Представление умственно отсталого ребенка о себе как субъекте познания окружающего мира

Страница 2

Воспитание социальной направленно­сти личности представляет важную за­дачу детской психологии и дошкольной педагогики.

Согласно положению Л. С. Выготско­го, для каждого возраста существует своя специфическая социальная ситуа­ция развития, определенное соотноше­ние условий социальной среды и внут­ренних условий формирования индиви­да как личности.

Возрастная характеристика развития личности отражает определенную систе­му требований, предъявляемых обще­ством к человеку на том или ином этапе его жизни.

С точки зрения педагогической нау­ки социализация может быть понята как формирование у детей представле­ний об окружающем мире, отношения к воспринимаемым социальным явлениям, поведения, соответствующего общест­венным нормам.

В дошкольном детстве ребенок при­обретает основы личностной культуры, ее базис, в состав которого включается ориентировка ребенка в природе, пред­метах, созданных руками человека, яв­лениях общественной жизни, явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом.

В концепции дошкольного воспита­ния в рамках личностно ориентирован­ного подхода к взаимодействию взрос­лого и ребенка процесс воспитания означает приобщение ребенка к миру человеческих ценностей, в ряду кото­рых одно из центральных мест занимает отношение к другим людям, отношение к себе. Таким образом, для дошкольни­ка наиболее значимыми являются со­циальные отношения, которые возника­ют у него в процессе взаимодействия с близкими взрослыми и со сверстника­ми. Представления ребенка о себе (воз­никновение феномена "Я сам"), о своей семье, о людях, близких по каждоднев­ному общению, качественно влияют на его отношения с людьми и на развитие всех видов детской деятельности (пред­метной, игровой, изобразительной, эле­ментарной трудовой).

В ряде исследований доказано, что общественные явления доступны пони­манию дошкольников и, более того, де­ти проявляют к ним интерес и способ­ны устанавливать причинно-следствен­ные связи.

У нормально развивающихся до­школьников при соответствующем вос­питании и обучении к концу до­школьного возраста имеются все необ­ходимые предпосылки для установле­ния со взрослыми, и сверстниками взаи­моотношений, основанных на совместном выполнении деятельности. В воз­никновении потребности общения детей со сверстниками и взрослыми немало­важную роль играет накопление ими социального опыта (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Л. И. Божович, А. Л. Венгер, Л. С, Выготский; А. В. Запоро­жец, М. И. Лисина, А. В. Петровский, Д. Б. Эльконин и др.).

Данная потребность является одним из важнейших факторов, определяю­щих психологическую готовность детей к школьному обучению.

Известно, что умственно отсталые де­ти испытывают трудности при поступ­лении в школу, с одной стороны, из-за несформированности познавательной деятельности, и с другой - из-за отсут­ствия психологической готовности к вхождению в новый детский коллектив. Отсутствие средств общения со взрос­лыми и сверстниками, несформированность ориентировочно-исследователь­ской деятельности, непонимание усло­вий разрешения проблемной ситуации ведут к тому, что умственно отсталые дети в большинстве случаев оказывают­ся вне детского коллектива, что приво­дит их к коммуникативной несостоя­тельности и способствует появлению патологических черт личности: отказа от деятельности, замкнутости, а порой и агрессивности (А. А. Катаева, Н. Г. Мо­розова и др.).

Страницы: 1 2 3

Информация по педагогике:

Организационно-методические модели дистанционного образования
Обучение по типу экстерната. Обучение, ориентированное на школьные или вузовские (экзаменационные) требования, предназначалось для учащихся и студентов, которые по каким-то причинам не могли посещать стационарные учебные заведения. Так, в 1836 году был организован Лондонский университет, основной з ...

Понятие культурологического развития детей, его связь с другими сторонами воспитания
Обращенность современного общества к культуре, человеку, его духовному миру становится доминантой цивилизованного развития. В образовании как явле­нии цивилизации происходит также ориентация на индивида, на развитие личности, что превращает культуру в важнейший фактор духовного обновления как общес ...

Игровые технологии как вид педагогических технологий
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Прежде всего, выясним, что такое технология в целом: · В толковом словаре технология определяется как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве; · По Шепелю В.М. технология - ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru