Представление умственно отсталого ребенка о себе как субъекте познания окружающего мира

Образование и педагогика » Ознакомление с окружающим умственно отсталых дошкольников » Представление умственно отсталого ребенка о себе как субъекте познания окружающего мира

Страница 2

Воспитание социальной направленно­сти личности представляет важную за­дачу детской психологии и дошкольной педагогики.

Согласно положению Л. С. Выготско­го, для каждого возраста существует своя специфическая социальная ситуа­ция развития, определенное соотноше­ние условий социальной среды и внут­ренних условий формирования индиви­да как личности.

Возрастная характеристика развития личности отражает определенную систе­му требований, предъявляемых обще­ством к человеку на том или ином этапе его жизни.

С точки зрения педагогической нау­ки социализация может быть понята как формирование у детей представле­ний об окружающем мире, отношения к воспринимаемым социальным явлениям, поведения, соответствующего общест­венным нормам.

В дошкольном детстве ребенок при­обретает основы личностной культуры, ее базис, в состав которого включается ориентировка ребенка в природе, пред­метах, созданных руками человека, яв­лениях общественной жизни, явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом.

В концепции дошкольного воспита­ния в рамках личностно ориентирован­ного подхода к взаимодействию взрос­лого и ребенка процесс воспитания означает приобщение ребенка к миру человеческих ценностей, в ряду кото­рых одно из центральных мест занимает отношение к другим людям, отношение к себе. Таким образом, для дошкольни­ка наиболее значимыми являются со­циальные отношения, которые возника­ют у него в процессе взаимодействия с близкими взрослыми и со сверстника­ми. Представления ребенка о себе (воз­никновение феномена "Я сам"), о своей семье, о людях, близких по каждоднев­ному общению, качественно влияют на его отношения с людьми и на развитие всех видов детской деятельности (пред­метной, игровой, изобразительной, эле­ментарной трудовой).

В ряде исследований доказано, что общественные явления доступны пони­манию дошкольников и, более того, де­ти проявляют к ним интерес и способ­ны устанавливать причинно-следствен­ные связи.

У нормально развивающихся до­школьников при соответствующем вос­питании и обучении к концу до­школьного возраста имеются все необ­ходимые предпосылки для установле­ния со взрослыми, и сверстниками взаи­моотношений, основанных на совместном выполнении деятельности. В воз­никновении потребности общения детей со сверстниками и взрослыми немало­важную роль играет накопление ими социального опыта (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Л. И. Божович, А. Л. Венгер, Л. С, Выготский; А. В. Запоро­жец, М. И. Лисина, А. В. Петровский, Д. Б. Эльконин и др.).

Данная потребность является одним из важнейших факторов, определяю­щих психологическую готовность детей к школьному обучению.

Известно, что умственно отсталые де­ти испытывают трудности при поступ­лении в школу, с одной стороны, из-за несформированности познавательной деятельности, и с другой - из-за отсут­ствия психологической готовности к вхождению в новый детский коллектив. Отсутствие средств общения со взрос­лыми и сверстниками, несформированность ориентировочно-исследователь­ской деятельности, непонимание усло­вий разрешения проблемной ситуации ведут к тому, что умственно отсталые дети в большинстве случаев оказывают­ся вне детского коллектива, что приво­дит их к коммуникативной несостоя­тельности и способствует появлению патологических черт личности: отказа от деятельности, замкнутости, а порой и агрессивности (А. А. Катаева, Н. Г. Мо­розова и др.).

Страницы: 1 2 3

Информация по педагогике:

Проблема социализации детей с особенностями развития
В настоящие время процесс социализации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Однако проблемы социализации инвалидов, особенно детей-инвалидов в отечественной литературе все еще не являются предметом специального исследования, хотя проблемы социализации детей ...

Комплексный подход к экологическому образованию в школе. Формы и методы экологического воспитания
Очень долгое время экологическому воспитанию школьников не уделялось должное внимание. В последние годы школа сделала решительный поворот к изменению создавшегося положения. Однако для коренного изменения экологического воспитания школьников ещё не хватает системности, необходимой, логичной и после ...

Психологический аспект подготовки к сдаче ЕНТ
Данный сборник тренинговых занятий разработа для психологов с целью оказания практической помощи в подготовки выпускников к экзаменам. Цель: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к государственным экзаменам (ЕНТ); обучение навыкам саморегулирования и самоконтроля; повышение ув ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru