Основные приемы коррекции представлений умственно отсталых детей об окружающем мире

Образование и педагогика » Ознакомление с окружающим умственно отсталых дошкольников » Основные приемы коррекции представлений умственно отсталых детей об окружающем мире

Одним из важнейших направле­ний коррекционно-развивающей ра­боты психолога является формирова­ние представлений об окружающем мире. Их недостатки у детей с нару­шениями интеллектуального разви­тия общеизвестны. Улучшение ка­чества таких представлений — одна из предпосылок успешной социали­зации. При этом необходимо обратить особое внимание на учет закономерности становления познавательной деятельности (ПД) детей с нарушениями интеллектуального развития. Возможны несколько путей их совершенствования. Первый — расширять знания об окружающем, преподнося их таким образом, что­бы активизировать мыслительные операции. Второй — использо­вать при формировании представ­лений информационные технологии.

Представления об окружающем мире улучшаются постепенно, по мере совершенствования ПД. Вна­чале они отличаются неструктурированностью, означающей, что ребенок недостаточно осознает связи и отношения между отде­льными объектами и явлениями, не может учесть их пространствен­но-временную организацию. Это находит отражение во фрагментар­ности, бедности и недостаточной адекватности имеющихся пред­ставлений. Затем такое осознание возникает. Это связывается с услож­нением (дифференциацией) репрезентативных когнитивных струк­тур.

Основным эффектом коррекционно-развивающей работы можно счи­тать повышение активности детей и формирование у них предпосылок для повышения уровня ПД. Прове­денное исследование показало, что с помощью описанных приемов кор­рекционной работы можно достичь определенного прогресса в решении педагогических задач по формиро­ванию представлений об окружаю­щем, предупредить механическое запоминание материала. Предпо­сылками успешности коррекции, на наш взгляд, выступает несколько моментов. Во-первых, конструиро­вание осуществляется в совместной деятельности со взрослым. Во-вто­рых, оно является практической деятельностью, которая более адек­ватна возможностям ребенка с нарушениями интеллектуального развития. В-третьих, учитываются индивиду­альные особенности ПД ребенка, что далеко не всегда возможно в услови­ях фронтальной работы на занятиях по ознакомлению с окружающим.

Информация по педагогике:

Неблагоприятные факторы, воздействующие на ребенка, связанные с детскими учреждениями
Школа, составляющая социальную среду, в которой дети находятся в течение значительной части времени, нередко создает для них психологические трудности. Для детей школа оказывается причиной четырех комплексов проблем. Первый из них связан с поступлением в школу и возникает из-за перехода от игры к т ...

История интеграции
Интегрирование детей с особенностями развития в общество как социальное явление насчитывает несколько столетий. История специального образования показывает, что идея совместного обучения детей с проблемами в учебе и детей с нормой развития существует с 70-х годов, когда европейскому обществу удалос ...

Психологические особенности использования ТСО
Технические средства обучения уже довольно давно вошли в наши образовательные учреждения и в течение второй половины XX в. получили широкое распространение. Технические средства обучения повышают продуктивность учебно-воспитательного процесса только в том случае, если учитель, воспитатель хорошо се ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru