На помощь педагогам для развития мотивации студентов приходит игра. Ведь одна из функций игр заключается в том, что они служат средством удовлетворения разнообразных потребностей студентов и развития его мотивационной сферы. В игре появляются и закрепляются новые интересы, новые мотивы деятельности обучающихся.
Обращая внимание на эту особенность игры, Эльконин Д. Б. отмечает, что значение игры не ограничивается тем, что у обучающегося возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. Именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму до сознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности.
Для определения уровня развития мотивации студентов актуально использовать анкетирование. Опрос, или анкетирование, является одним из наиболее широко используемых методов оценки мотивации студентов. Он позволяет за короткое время получить важную информацию о мотивации значительного числа обучающихся. Опросом могут быть охвачены студенты одной или нескольких групп или к примеру весь поток обучающихся, а могут и все студенты учебного заведения. Опрос позволяет выявить особенности мотивации студентов, а также дать оценку факторам, влияющим на их учебную мотивацию.
Для проведения опроса разрабатывается анкета, содержащая вопросы, призванные выяснить, в какой степени в учебной заведении удовлетворяются важнейшие потребности студентов, в какой степени студенты удовлетворены важнейшими аспектами своей учебы. Анкетирование имеет ряд достоинств: информация получается быстро, опрос не требует больших финансовых затрат. Однако этот метод открыт для возможных искажений информации, как сознательных (социально желательные ответы), так и ненамеренных. Возможны также ошибки при разработке анкеты, просчеты в самой процедуре подготовки и проведения опроса, приводящие к низкой достоверности получаемой информации. Поэтому анкетирование желательно сочетать с другими методами сбора информации (анализ документов, наблюдение, опрос экспертов), которые могут подтвердить полученные результаты.
Для того чтобы получить максимально надежные и достоверные результаты, необходимо провести большую работу, включающую: подготовку к проведению опроса; саму процедуру проведения опроса; мероприятия после завершения опроса.
Что касается нашего учебного заведения, то в Уральский государственный колледж проводит эксперимент по внедрению в образовательный процесс учреждений профессионального образования современных высокоэффективных образовательных технологий и передовых педагогических методик. Метод проектов повышает мотивацию к обучению и качество усвоения обучающимися предметных знаний. Однако в колледже он используется не достаточно часто. С помощью метода проектов преподаватель может определить уровень развития мотивации обучающихся. Метод проектов становится все более популярным в российском профессиональном образовании. Проектируют все – и первокурсники, и выполняющие дипломные работы выпускники. При этом предметом проектирования может выступать все что угодно. Нельзя не отметить и то, что для культурно-образовательной среды это уже вторая попытка внедрения проектного обучения. В этом сыграли свою роль коммунисты и их идеология. Способность проектировать существенно расширяет субъективные возможности обучающихся, и не только. Такая способность, будучи освоенной, изменяет взгляд обучающегося на себя, на собственные возможности. В этом, как представляется, основная суть проектной деятельности, как образовательной технологии: осваивая способы проектирования, обучаясь проектированию как виду жизнедеятельности – даже через простые учебные образцы и формы – обучающийся становится ответственнее.
Информация по педагогике:
Психологическая сущность дошкольного возраста
Все родители на вопрос о том, каким бы они хотели видеть своего ребенка, обычно отвечают: «Честным», «Добрым», «Умным», «Хорошим человеком» и т. д. Что же нужно сделать для того, чтобы ребенок вырос таким? Прежде всего — нужно его любить. На первый взгляд подобное утверждение может показаться бана ...
Виды обучения
Существует множество подходов к классификации видов обучения. В реферате будут рассмотрены три из них: традиционное, дистанционное и развивающее обучение. Этот вид обучения является самым (на сегодняшний день) распространенным и представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изуче ...
Экспериментальное исследование влияния позиции педагога на развитие
детского коллектива
В главе 1 представлены теоретический анализ проблемы профессиональной позиции педагога в педагогической литературе, а также развитие детского коллектива, роль педагога в развитии детского коллектива. Исследование влияния позиции педагога на развитие детского коллектива осуществлялось в три этапа: 1 ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.