Социализация детей-сирот

Страница 1

Л.С. Выготский: «Высшие процессы детского мышления… возникают в процессе социального развития ребенка путем перенесения на самого себя тех форм сотрудничества, которые ребенок усваивает в процессе взаимодействия с окружающей социальной средой. Мы видим, что коллективные формы сотрудничества предшествуют индивидуальным формам поведения, вырастающим на их основе, и являются их прямыми родоначальниками и источниками их возникновения. … Таким образом, из коллективного поведения, из сотрудничества ребенка с окружающими людьми, из его социального опыта возникают высшие функции интеллектуальной деятельности».

Н. Голованова дает определение социализации как «вхождению ребенка в «поток» социальной жизни, в культуру». «Она предполагает выработку (совместно со взрослым и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни».

«Воспитание представляет собой систему целенаправленных воздействий на мотивационно-ценностную систему личности ребенка и является одним из главных путей обеспечения должных условий для нормальной социализации детей.»

Процесс социализации всегда предполагает 2 плана действий взрослеющей личности: адаптацию к социуму (т.е. приспособление себя к окружающим влияниям, условиям, обстоятельствам, которое строится на врожденных механизмах саморегуляции человека) и самоопределение в социуме (это активная позиция, предполагающая оценку происходящего вокруг, отбор предполагаемых обстоятельствами воздействий, принятие или сопротивление им). Для самоопределения в социуме уже ребенок младших классов (живущий в естественной среде, т.е. в домашних условиях) располагает достаточным фондом личностных психологических предпосылок, но этот способ проявления своей «самости» в процессе социализации, позиции субъекта социализации надо воспитывать.

Главный показатель социализации ребенка – его социальный опыт. Это единство познавательного, аксиологического, коммуникативного и поведенческого компонентов его жизнедеятельности. Это то, что он пережил. Этот опыт постоянно определяет его поведение. У детей-сирот, тем более с интеллектуальными отклонениями, этот опыт ничтожно мал.

А.С. Макаренко обращал внимание на феномен социального опыта детей еще в 30-е годы. Он писал: «Поведение есть очень сложный результат не одного сознания, но и знания, силы привычки, ухватки, приспособленности, смелости, здоровья и, самое главное, социального опыта».

Процесс социализации в детских домах и интернатах.

Отделение ребенка от семьи и помещение его в детский дом прерывает естественный процесс детской социализации. Жизнь в таком учреждении искусственно создана педагогами, психологами, врачами, социальными работниками. Дети живут там на всем готовом, а после выхода из учреждения им приходится резко адаптироваться.

Социализация в детском доме пропитана негативным отношением к его обитателям. Это отношение может разрушить все то хорошее, что было накоплено ребенком, изменить удавшуюся социализацию на неудавшуюся, лишить ребенка веры в себя.

Факторы социализации.

Выделяют следующие факторы социализации:

1. Мегафакторы: Космос, планета, мир. Энергия Космоса, уровень солнечной радиации, глобальные процессы (загрязнение окружающей среды) влияют на социализацию.

Страницы: 1 2

Информация по педагогике:

Этапы становления технологического образования в России и за рубежом
Еще задолго до появления педагогических теорий, в многовековой практике трудовому воспитанию молодежи в Древней Руси отводилось важное место. Традиции, обычаи и обряды формировали социально значимые качества, среди которых трудовые навыки умения, трудолюбие находились на одном из первых мест. При у ...

Роль дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе
Основной формой воздействия на ребенка в специальных до­школьных учреждениях являются организованные занятия, в кото­рых ведущая роль принадлежит взрослым. Занятия проводятся учителем-дефектологом и воспитателями, которые составляют педа­гогический коллектив группы. Содержание занятий определяется ...

Развитие детского коллектива
Коллектив – это развивающаяся социальная система. В зависимости от уровня развития различают складывающийся коллектив, т. е. находящийся в процессе своего становления (например, детский коллектив), и сложившийся, «зрелый» коллектив, т. е. коллектив с выработанной системой общественно значимых целей ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru