Л.С. Выготский: «Высшие процессы детского мышления… возникают в процессе социального развития ребенка путем перенесения на самого себя тех форм сотрудничества, которые ребенок усваивает в процессе взаимодействия с окружающей социальной средой. Мы видим, что коллективные формы сотрудничества предшествуют индивидуальным формам поведения, вырастающим на их основе, и являются их прямыми родоначальниками и источниками их возникновения. … Таким образом, из коллективного поведения, из сотрудничества ребенка с окружающими людьми, из его социального опыта возникают высшие функции интеллектуальной деятельности».
Н. Голованова дает определение социализации как «вхождению ребенка в «поток» социальной жизни, в культуру». «Она предполагает выработку (совместно со взрослым и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни».
«Воспитание представляет собой систему целенаправленных воздействий на мотивационно-ценностную систему личности ребенка и является одним из главных путей обеспечения должных условий для нормальной социализации детей.»
Процесс социализации всегда предполагает 2 плана действий взрослеющей личности: адаптацию к социуму (т.е. приспособление себя к окружающим влияниям, условиям, обстоятельствам, которое строится на врожденных механизмах саморегуляции человека) и самоопределение в социуме (это активная позиция, предполагающая оценку происходящего вокруг, отбор предполагаемых обстоятельствами воздействий, принятие или сопротивление им). Для самоопределения в социуме уже ребенок младших классов (живущий в естественной среде, т.е. в домашних условиях) располагает достаточным фондом личностных психологических предпосылок, но этот способ проявления своей «самости» в процессе социализации, позиции субъекта социализации надо воспитывать.
Главный показатель социализации ребенка – его социальный опыт. Это единство познавательного, аксиологического, коммуникативного и поведенческого компонентов его жизнедеятельности. Это то, что он пережил. Этот опыт постоянно определяет его поведение. У детей-сирот, тем более с интеллектуальными отклонениями, этот опыт ничтожно мал.
А.С. Макаренко обращал внимание на феномен социального опыта детей еще в 30-е годы. Он писал: «Поведение есть очень сложный результат не одного сознания, но и знания, силы привычки, ухватки, приспособленности, смелости, здоровья и, самое главное, социального опыта».
Процесс социализации в детских домах и интернатах.
Отделение ребенка от семьи и помещение его в детский дом прерывает естественный процесс детской социализации. Жизнь в таком учреждении искусственно создана педагогами, психологами, врачами, социальными работниками. Дети живут там на всем готовом, а после выхода из учреждения им приходится резко адаптироваться.
Социализация в детском доме пропитана негативным отношением к его обитателям. Это отношение может разрушить все то хорошее, что было накоплено ребенком, изменить удавшуюся социализацию на неудавшуюся, лишить ребенка веры в себя.
Факторы социализации.
Выделяют следующие факторы социализации:
1. Мегафакторы: Космос, планета, мир. Энергия Космоса, уровень солнечной радиации, глобальные процессы (загрязнение окружающей среды) влияют на социализацию.
Информация по педагогике:
Система упражнений в организации
обучения чтению текстов лингвострановедческого содержания и этапы работы с ними
В методике преподавания иностранного языка получила распространение идея обучения иноязычной культуре на основе концепции диалога культур. Авторский коллектив под руководством В.ГТ. Кузовлева предпринял попытку создать УМК, который через систему познавательных, учебных, развивающих и воспитательных ...
Педагогическая организация оздоровительной направленности в физическом
воспитании дошкольников
Физическое воспитание дошкольников представляет собой образовательный процесс, а физкультурное занятие как основная форма физического воспитания детей - педагогическую систему с иерархической вертикалью основных компонентов. Такими авторами, как Е.Г. Леви-Гориневская, А.И. Быкова, А.В. Кенеман, Т.И ...
Подбор, планирование игр по живой природе
Таблица 8 - Перспективный план по экологии Недели Вид деятельности I неделя Животный мир II неделя Дикие животные в лесу весной III неделя Домашние животные IV неделя Обобщение Дни недели пн вт ср чт пт сб пн вт ср чт пт сб пн вт ср чт пт сб пн вт ср чт пт сб Занятие (ИЗО, лепка) Ежик ...
Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.