Л.С. Выготский: «Высшие процессы детского мышления… возникают в процессе социального развития ребенка путем перенесения на самого себя тех форм сотрудничества, которые ребенок усваивает в процессе взаимодействия с окружающей социальной средой. Мы видим, что коллективные формы сотрудничества предшествуют индивидуальным формам поведения, вырастающим на их основе, и являются их прямыми родоначальниками и источниками их возникновения. … Таким образом, из коллективного поведения, из сотрудничества ребенка с окружающими людьми, из его социального опыта возникают высшие функции интеллектуальной деятельности».
Н. Голованова дает определение социализации как «вхождению ребенка в «поток» социальной жизни, в культуру». «Она предполагает выработку (совместно со взрослым и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни».
«Воспитание представляет собой систему целенаправленных воздействий на мотивационно-ценностную систему личности ребенка и является одним из главных путей обеспечения должных условий для нормальной социализации детей.»
Процесс социализации всегда предполагает 2 плана действий взрослеющей личности: адаптацию к социуму (т.е. приспособление себя к окружающим влияниям, условиям, обстоятельствам, которое строится на врожденных механизмах саморегуляции человека) и самоопределение в социуме (это активная позиция, предполагающая оценку происходящего вокруг, отбор предполагаемых обстоятельствами воздействий, принятие или сопротивление им). Для самоопределения в социуме уже ребенок младших классов (живущий в естественной среде, т.е. в домашних условиях) располагает достаточным фондом личностных психологических предпосылок, но этот способ проявления своей «самости» в процессе социализации, позиции субъекта социализации надо воспитывать.
Главный показатель социализации ребенка – его социальный опыт. Это единство познавательного, аксиологического, коммуникативного и поведенческого компонентов его жизнедеятельности. Это то, что он пережил. Этот опыт постоянно определяет его поведение. У детей-сирот, тем более с интеллектуальными отклонениями, этот опыт ничтожно мал.
А.С. Макаренко обращал внимание на феномен социального опыта детей еще в 30-е годы. Он писал: «Поведение есть очень сложный результат не одного сознания, но и знания, силы привычки, ухватки, приспособленности, смелости, здоровья и, самое главное, социального опыта».
Процесс социализации в детских домах и интернатах.
Отделение ребенка от семьи и помещение его в детский дом прерывает естественный процесс детской социализации. Жизнь в таком учреждении искусственно создана педагогами, психологами, врачами, социальными работниками. Дети живут там на всем готовом, а после выхода из учреждения им приходится резко адаптироваться.
Социализация в детском доме пропитана негативным отношением к его обитателям. Это отношение может разрушить все то хорошее, что было накоплено ребенком, изменить удавшуюся социализацию на неудавшуюся, лишить ребенка веры в себя.
Факторы социализации.
Выделяют следующие факторы социализации:
1. Мегафакторы: Космос, планета, мир. Энергия Космоса, уровень солнечной радиации, глобальные процессы (загрязнение окружающей среды) влияют на социализацию.
Информация по педагогике:
Онтогенез словообразования
Е.А. Земская, Е.С. Кубрякова описывают словообразование, как процесс или результат образования новых слов, названных производными, на базе однокоренных слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов, которые служат для семантического переосмысления или уточнения исх ...
Определение уровня развития представлений о форме предметов у детей
контрольной и экспериментальной групп на контрольном этапе эксперимента
Целью контрольного эксперимента явилось выявление динамики уровня развития представлений о форме предметов у детей. Для этого нами был проведен эксперимент, аналогичный тому, что проводился в начале исследования. Необходимо отметить, что эксперимент проводился с экспериментальной и контрольной груп ...
Формы взаимодействия семьи по обучению детей старшего дошкольного возраста подвижным играм
Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое общество (детей-родителей-педагогов), для которого характерно содействие друг другу, учет воз ...
Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.