Сложности проведения театрализованной деятельности с умственно отсталыми детьми

Образование и педагогика » Театрализованная деятельность как фактор социализации воспитанников школы-интерната » Сложности проведения театрализованной деятельности с умственно отсталыми детьми

Страница 1

При проведении театрализованной деятельности детьми с легкой степенью умственной отсталости возникает целый ряд специфических препятствий. Они основаны на особенностях протекания следующих психических процессов:

1. Память. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение – у умственно отсталых имеют специфические особенности, т. к. формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние, иногда случайно зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи. У умственно отсталых позже формируется произвольное запоминание. Слабость памяти прежде всего отражается в процессе восприятия, т. к. он требует большой волевой активности и целенаправленности. Незрелость восприятия, неумение пользоваться приемами запоминания приводит умственно отсталых детей к ошибкам при воспроизведении. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала, т. к. опосредованная смысловая память у этих детей плохо развита. Часто у них наблюдается охранительное торможение, выражающееся в эпизодической забывчивости.

2. Речь. Отмечаются трудности звукобуквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. Страдают фонетические, лексические и грамматические стороны речи. Детям трудно выговаривать длинные слова, а некоторым – и сочетания определенных звуков (шипящих и свистящих). В связи с этим приходится перестраивать фразы из текста роли, переадресовывать реплики.

3. Внимание. Характерна малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость нарушения произвольного внимания. Как следствие – при возникновении трудностей дети не пытаются их преодолевать, бросают работу. Чтобы свести к минимуму негативизм детей, приходится индивидуально продумывать систему утешений и поощрений для каждого участника постановки.

4. Эмоционально-волевая сфера. У детей-олигофренов наблюдается недоразвитость эмоций, нет оттенков их переживания, что так необходимо в театральной деятельности. Выход – конкретизировать переживания героя: «Что чувствует Красная Шапочка, когда Волк дарит ей цветок?» «Вот смотри, Волк, когда тебе угрожают дровосеки, тебе страшно, ты дрожишь, ты можешь заикаться, запинаться, твоя речь становится торопливой». Не все дети умеют показать на сцене страх, радость и т.д. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Радость сменяется печалью, смех – слезами. Это затрудняет процесс подготовки спектакля, да и любую другую деятельность, т. к. приходится работать на высоком напряжении, в состоянии «постоянной боеготовности». Дети обостренно воспринимают замечания и советы, некоторые во время репетиции плачут, если считают, что задето их самолюбие.

В волевой сфере отмечается слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость. Умственно отсталые дети предпочитают легкие пути, не требующие волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдается подражание и импульсивные поступки. Из-за непосильности предъявляемых требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство.

Это оказывает существенное влияние на слабость, неустойчивость их мотивации. Дети увидели спектакль (в театре или в постановке старшей интернатной труппы), захотели привлечь к себе внимание, «блеснуть» на сцене в красивых костюмах – и загорелись желанием поставить сказку. Репетиции требуют усилий – дети не хотят трудиться.

Выходом из этой ситуации я считаю деление пьесы на смысловые части, сообщение детям последовательности действий и достигнутых на данном микроуровне результатов, чтобы, во-первых, процесс подготовки спектакля в их глазах не выглядел хаотичным, а во-вторых, имелся близкий стимул их деятельности.

Страницы: 1 2

Информация по педагогике:

Система упражнений в организации обучения чтению текстов лингвострановедческого содержания и этапы работы с ними
В методике преподавания иностранного языка получила распространение идея обучения иноязычной культуре на основе концепции диалога культур. Авторский коллектив под руководством В.ГТ. Кузовлева предпринял попытку создать УМК, который через систему познавательных, учебных, развивающих и воспитательных ...

Культурно-досуговые учреждения и их возможности в творческом развитии школьников
С 1992 года в Российской Федерации осуществляется процесс эволюционного преобразования внешкольной работы и внешкольного воспитания в систему дополнительного образованию детей. В системе образования России развивается подсистема дополнительного образования детей. Учреждения дополнительного образова ...

Школа и общество
Творчество Дьюи пронизано идеей развития и укрепления демократии в обществе. По его определению, подлинно демократическое, уравновешенное, счастливое и процветающее общество возникает там, где люди способны работать совместно. Первая задача школы в связи с этим — «научить ребенка жить в общежитии, ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru