Принципы организации школьного театра

Страница 1

Театральный кружок в нашей школе функционирует уже давно. Руководит им педагог с большим опытом работы, и представления получаются очень интересными, насыщенными музыкой, завораживающими.

Первую практику по созданию театральных представлений я начала сразу же после прихода в педагогическую систему: через 10 дней после начала работы с классом мы показывали концерт-капустник.

Затем, в осенние каникулы, снова был концерт, после чего мне захотелось попробовать поставить полноценный спектакль, пусть маленький, но обладающий смысловой законченностью. В январе 2009 г. с учениками 5 класса мы показали сказку «Новогодний бал». Репетиции ее были отмечены целым рядом сложностей. Во-первых, восхищенные спектаклем старшего театрального кружка и возжелавшие выступать дети очень быстро остыли, так что на репетиции приходилось чуть ли не затаскивать силком. Вследствие переходного возраста (некоторым пятиклассникам было по 12–13 лет) актеры или слишком возбуждались на репетициях, или, наоборот, остывали настолько, что их приходилось переводить в «помощники режиссера», т.е. в рабочие сцены. В итоге спектакль, как его оценили коллеги по цеху, получился «сыроватым», к тому же не все дети поняли, что именно они показывают и кто их герои.

В текущем учебном году у меня другой, более младший (четвертый) и более сильный интеллектуально класс. Я стараюсь строить с ними работу с учетом прежних ошибок, однако не все удается. Сложно, особенно, когда в спектакле задействовано много актеров, добиться понимания каждым ребенком сути его образа, чувств его персонажа. Так, например, сейчас мы готовим сказку «Про Весну-красну», и мальчик, играющий бабу Ягу (эта роль принципиально не отводится девочкам) в сцене, где Иван-царевич прощается с ней и благодарит ее за хлеб-соль, несмотря на все объяснения, настойчиво продолжает сердито топать ногой, говоря: «Ну, хороших вам дорог!». А ведь баба Яга должна радоваться, что Иван не продолжает поиски похищенной Кощеем в сотрудничестве с Ягой Весны (он обманывает Ягу, говоря, что хочет вернуться домой), и радость должна выражаться в голосе. Что и говорить, часто ребенку-олигофрену приходится предлагать собственные интонации сценической речи, ибо он не всегда способен передать радость, грусть, возмущение и т.д.

25 марта мы показали сказку «Про Весну красну». Хочется отметить, что дети, занятые в спектакле, организовались и превратились в настоящих актеров, волнующихся перед премьерой, заинтересованных в общем результате. Во время показа они очень тихо, что вообще-то нетипично для олигофренов, вели себя за кулисами, подсказывали друг другу текст роли, если кто-то забывал, подавали реквизит, ставили музыку на магнитофоне. Никогда не забуду их глаза, обращенные ко мне за кулисы, словно советующиеся со мной, и вопрос шепотом: «Елена Александровна, пока все хорошо идет?». Зрители увлеченно следили за ходом постановки, принимали активное участие (особенно, когда надо было состроить рожицу, чтобы посмешить Кощея). Актеры были рады, что подарили себе и зрителям этот праздник.

Конечно, есть и специфическая для детдомов сложность в постановке спектакля. Когда воспитатель руководит спектаклем своего класса, на репетиции приходится брать всех детей, даже если в данной части они не востребованы: их просто не с кем оставить. Этим и отбивается желание посещать репетиции.

Еще мне не удается пока охватить вниманием всех детей во время репетиции. Не всегда помню про детали. Например, Иван-царевич с Кощеем бьются подушками (я считаю, что показывать на сцене, особенно олигофренам, иной способ драки жестоко и нецелесообразно, т. к. это излишне возбуждает и отвлекает зрителей от самого хода простановки, к тому же, оружие, пусть и бутафорское, опасно для здоровья), и после драки на первой же репетиции этой сцены нужно подсказать актерам, когда избавляться от сих орудий, куда их положить. Ловлю себя на том, что об этом я не вспоминаю – возможно, потому, что на данном этапе у детей в руках нет подушек.

Поскольку я планирую и дальше заниматься с детьми театром (пока у них есть желание), необходимо диагностировать ошибки.

В дальнейших моих планах – выход нашего театра на новые сцены – другие школы или дома престарелых, чтобы дети ощутили свою нужность, чтобы у них появлялся не только тщеславный («Мы – хорошие артисты, и поэтому гастролируем»), но и нравственный мотив их деятельности.

Страницы: 1 2

Информация по педагогике:

Экологическая культура личности. Семья и школа: воспитательный потенциал и его реализация
Связь экологии и культуры прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Поэтому без изменений в культуре природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии. Именно культура способна привести в соответствие деятельн ...

Основные проблемы, связанные с компьютерным обучением
Бурное развитие компьютерных технологий за последние несколько лет, а также интенсивное их использование в учебном процессе привели к кардинальным изменениям в системе образования. Эти изменения затронули структуру системы образования, методологию и технологию процесса обучения во всех звеньях. К с ...

Роль и значение невербальных элементов в общении и взаимопонимании с аутичными детьми
Психологами установлено, что в процессе взаимодействия с аутичными детьми от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40% информации передается с помощью вербальных. Эти данные заставляют нас задуматься над значением "невербалики" для психо ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru