Теоретическая модель интеграции

Страница 1

Теоретической основой интеграции являются идеи Выготского, он был одним из первых учёных, заложивших экспериментально обоснованные теоретические принципы интегрированного подхода в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями развития. Он считал, что оптимальной образовательно-воспитательной средой для ребёнка с особыми потребностями является детский коллектив, сформированный по принципу разновозрастного комплектования, и объединяющих этих детей со сверстниками, развивающимися в соответствии со своими возрастными нормами. Так же в основе интеграции лежит принцип нормализации Бенгта Нирье. Дети с функциональными нарушениями имеют специфическую потребность расти и развиваться в такой среде, которая давала бы им обогащающие их опыт чувственные впечатления, нуждаются они и в стимулах, которые подпитывали бы их знания и навыки. Такие дети должны, по возможности, приобретать социальные впечатления благодаря контактам с типично развивающимися ровесниками, а их социальная адаптация должна основываться на приобретении опыта существования в обычных для открытого общества условиях и при обычном для него образе жизни. Таким образом, благодаря применению принципа нормализации люди с различными нарушениями имеют возможность интегрироваться в сообщество.

Среди многих социальных институтов, занимающихся проблемами детей с особенностями в развитии (Центры адаптации, реабилитации и т.п.) немалую роль могут сыграть детские образовательные учреждения по месту жительства с специально созданными группами интегрированного обучения и воспитания. Возможности ДОУ, безусловно, огромны, так как они являются одним из звеньев педагогической системы, которая занимается социализацией детей и позволяет осуществить успешную социально-педагогическую интеграцию детей с особенностями развития в среду здоровых сверстников. Процесс социализации идет на протяжении всей жизни человека. От того, насколько успешно он будет проходить в детском возрасте, во многом зависит успешность интеграции.

Здесь необходимо решить следующие задачи:

 помощь в решении проблем полноценного социального функционирования, способствующая овладению комплексом социальных ролей, норм и правил поведения;

 максимальное вовлечение ребенка в детский социум (организация совместной деятельности детей, имеющих нарушения развития с нормально развивающимися сверстниками, расширение круга общения детей, развитие коммуникативных навыков поведения в детском коллективе);

 оказание эмоциональной и психологической поддержки ребенку с проблемами в развитии, активизация его жизненных сил;

 помощь в определении возможностей и способностей ребенка;

 информационная помощь;

 изменение негативных установок родителей здоровых детей по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

Успешность интеграции детей данной группы зависит не только от характера и степени, имеющихся у них нарушений, но и от системы отношений к таким детям со стороны социального окружения и, прежде всего, в той среде, в которую ребенок интегрируется.

Следует отметить, что, несмотря на многочисленные разработки и исследования, посвященные вопросам интеграции особенных детей и типично развивающихся сверстников, в литературе не представлена четко прописанная модель интеграции. Далее мы приводим наш вариант описания модели. Интеграцию можно описать в двух аспектах – как процесс перехода от исходного (сегрегированного) состояния участников к интеграции, либо как описание конечного идеального состояния. Поскольку описание процесса перехода требует дополнительных (длительных и глубоких) исследований, мы ограничимся описанием конечного идеального состояния, которое условно назовем успешной интеграцией.

Понимая интеграцию как двунаправленный процесс взаимных изменений, под ее итогом мы понимаем взаимоотношения между людьми основывающиеся на взаимном признании индивидуальности.

Для полноценного представления об идеальном варианте интеграции, прежде всего, необходимо описать место и роль каждого участника.

В процесс интеграции происходит взаимодействие различных субъектов. Охарактеризуем их последовательно.

Ребёнок с особенностями развития

Отклонения в развитии приводят ребёнка к "выпадению" из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Нарушения в развитии приводят к тому, что грубо нарушается связь с социумом, культурой как источником развития. Причинами этого служат следующее: а) ограниченный круг контактов детей с особенностями развития. Многие дети с особенностями развития воспитываются первые годы жизни в замкнутом кругу семьи и не имеют опыта установления социальных контактов. б) Замкнутый характер специальных детских учреждений. Очевидно, что многие закрытые учреждения негативно влияют на эмоции, потребности, самооценку и умственные способности ребёнка. Этому мешает изоляция или же, напротив, то, что человек вынужден проживать совместно со многими детьми из той же группы, например, только с отстающими в умственном развитии.

Страницы: 1 2 3

Информация по педагогике:

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
Актуальность проблемы адаптации детей к детскому саду на современном этапе очень высока. С одной стороны, существующие экономические отношения вынуждают большинство родителей сразу после рождения ребенка выходить на работу, с другой» – все шире распространяющийся личностно-ориентировочный подход к ...

Состояние использования игр на занятиях математики
Для применения игр характерна всеобщая конструкция учебного процесса, включающая четыре этапа: 1)Ориентация: педагог представляет тему, дает отзыв игры, всеобщий обозрение ее движения и правил. 2)Подготовка к проведению: ознакомление со сценарием, разделение ролей, подготовка к их осуществлению, сн ...

Методика проведения подвижных игр
Выбор игры, прежде всего, зависит от задачи, поставленной перед уроком. Определяя её, руководитель учитывает возрастные особенности детей, их развития, физическую подготовленность, количество детей и условия проведения игры. В подвижных играх может участвовать от 3-х до 300 человек. При выборе игры ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru