Советы руководителю школьного театра

Страница 1

На всех этапах подготовки спектакля необходимым условием успешности педагогического руководства детьми является определенная мера владения языком театра, его основными выразительными средствами, знакомство педагога с основами искусства режиссера.

Именно методики подготовки, проработки с детьми спектакля, отработки сценической речи мне как руководителю театральной самодеятельности (пока она не оформлена в кружок) и не хватает. Однако не надо забывать, что с умственно отсталыми школьниками не следует чрезмерно увлекаться речевыми техниками, т. к. они, не видя конкретной работы по пьесе, остывают.

Здесь же необходимо сказать о подготовке к празднику. Важный этап – репетиции праздника. Репетировать спектакль следует по частям. Репетиции проводить желательно весело, обязательно подводить итоги репетиции и хвалить их участников.

Можно выделить четыре стадии подготовки спектакля:

1. Выбор пьесы к постановке, читка ее в коллективе, выявление исполнительских интересов участников кружка, первоначальное назначение на роли юных актеров;

2. Читка пьесы по ролям, предварительный анализ литературно-драматического материала, определение темы, идеи, общего замысла будущего спектакля;

3. Репетиция на сценической площадке, поиск действенного и пластического рисунка спектакля;

4. Окончательная отработка спектакля в каждом его компоненте, выстраивание его в единое композиционное целое.

Сегодня, как и прежде, репертуар самодеятельности младших школьников трудно представить себе без сказки. Но к сказке в ее современных вариациях, с характерным для нее впечатляющим смешением героического и комедийного, романтики и сатиры, фантазии и вполне узнаваемых примет сегодняшнего дня, охотно и с успехом обращаются даже театры старшеклассников.

Период анализа пьесы «за столом» в условиях детского самодеятельного театра не должен быть длительным. Деятельные по натуре, ребята активнее и глубже усваивают содержание пьесы с выходом на сценическую площадку. Репетиции на сцене, анализ действием становится для кружковцев одновременно и единственной школой актерского мастерства, без овладения основами которого невозможно сценическое воплощение даже несложного драматического материала. С первого же выхода на площадку необходимо добиваться от юных «артистов» правдивого, целесообразного действия в общении с партнером, сообразуясь с собственным опытом ребят в обстоятельствах, сходных с теми, которые раскрываются в пьесе.

Особые требования к общей художественной культуре и режиссерским способностям руководителя детской театральной самодеятельности представляет заключительный этап работы над спектаклем, когда синтетическая природа театра, в том числе и самодеятельного, заявляет о себе со всей определенностью. Все разнообразие средств сценической выразительности – актерских, мизансценических, музыкальных и т.д. – подвергается на этом этапе строжайшему отбору во имя общей идейно-эстетической и воспитательной работы спектакля. Вот почему, решая спектакль пластически, режиссеру-педагогу недостаточно развести актеров так, чтобы они не толкали и не закрывали от зрителей друг друга, – это не является еще художественной задачей. Мизансцена должна быть выразительной, а главное – выявлять самую суть происходящего в данном эпизоде спектакля.

Школьному театру не следует пренебрегать выразительными возможностями музыки и других, умеренно используемых, звуковых эффектов. Дело не только в том, что музыка помогает юным актерам настроиться на нужный эмоциональный лад, воссоздать знакомые зрительные образы, частично восполнить в восприятии зрителей недостатки их игры и т.п. Процесс коллективного отбора музыкального материала для спектакля под руководством режиссера увлекает ребят, сам по себе способен значительно обогатить их музыкальную культуру, подчиненный же задачам актерского творчества, он развивает у школьников представление об общих законах искусства, о целостной природе театрального образа. Музыкальное оформление играет огромную роль в любом мероприятии.

Музыка в спектакле должна возникать не часто (за исключением особых музыкальных жанров). Ее назначение – акцентировать важнейшие моменты действия и усиливать необходимое по ходу его развития настроение. Музыка может звучать непосредственно на сцене и представать в качестве непосредственного быта героев спектакля (радио, магнитофон и т.д.), а может сопровождать спектакль, находясь как бы вне его, над ним, служить как бы авторским комментарием к действию.

Режиссеру вместе с кружковцами следует не раз обсудить меру соответствия музыки стилю драматурга, жанру его произведения и т.п. музыкальная безвкусица спектакля способна разрушить его до основания.

Страницы: 1 2

Информация по педагогике:

Особенности инновационного развития высшего образования в зарубежных странах
В XXI в. одним из наиболее значимых факторов стратегического развития мировой цивилизации станет образование, в связи с тем, что новейшие информационные технологии, телекоммуникации определяют эффективность общественных систем и выживаемость всего общества. Само по себе постиндустриальное общество ...

Содержание и методы экологического образования
Цель экологического образования, отражая дуалистическое понимание взаимодействия природы и общества, также имеет двойственный характер. Так, с антропоцентричной позиции она может пониматься как достижение компетентности, необходимой для того, чтобы приспособить человека к меняющейся структуре риска ...

Какие особенности механизма первоначального чтения необходимо учитывать при обучении грамоте
Существенное расширение языкового материала является необходимым условием для организации активной мыслительной деятельности школьников, связанной с эмоциями, переживаниями, волевым напряжением, для освоения ими адекватных форм и средств общения, для ускоренного формирования навыков чтения и письма ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru