На всех этапах подготовки спектакля необходимым условием успешности педагогического руководства детьми является определенная мера владения языком театра, его основными выразительными средствами, знакомство педагога с основами искусства режиссера.
Именно методики подготовки, проработки с детьми спектакля, отработки сценической речи мне как руководителю театральной самодеятельности (пока она не оформлена в кружок) и не хватает. Однако не надо забывать, что с умственно отсталыми школьниками не следует чрезмерно увлекаться речевыми техниками, т. к. они, не видя конкретной работы по пьесе, остывают.
Здесь же необходимо сказать о подготовке к празднику. Важный этап – репетиции праздника. Репетировать спектакль следует по частям. Репетиции проводить желательно весело, обязательно подводить итоги репетиции и хвалить их участников.
Можно выделить четыре стадии подготовки спектакля:
1. Выбор пьесы к постановке, читка ее в коллективе, выявление исполнительских интересов участников кружка, первоначальное назначение на роли юных актеров;
2. Читка пьесы по ролям, предварительный анализ литературно-драматического материала, определение темы, идеи, общего замысла будущего спектакля;
3. Репетиция на сценической площадке, поиск действенного и пластического рисунка спектакля;
4. Окончательная отработка спектакля в каждом его компоненте, выстраивание его в единое композиционное целое.
Сегодня, как и прежде, репертуар самодеятельности младших школьников трудно представить себе без сказки. Но к сказке в ее современных вариациях, с характерным для нее впечатляющим смешением героического и комедийного, романтики и сатиры, фантазии и вполне узнаваемых примет сегодняшнего дня, охотно и с успехом обращаются даже театры старшеклассников.
Период анализа пьесы «за столом» в условиях детского самодеятельного театра не должен быть длительным. Деятельные по натуре, ребята активнее и глубже усваивают содержание пьесы с выходом на сценическую площадку. Репетиции на сцене, анализ действием становится для кружковцев одновременно и единственной школой актерского мастерства, без овладения основами которого невозможно сценическое воплощение даже несложного драматического материала. С первого же выхода на площадку необходимо добиваться от юных «артистов» правдивого, целесообразного действия в общении с партнером, сообразуясь с собственным опытом ребят в обстоятельствах, сходных с теми, которые раскрываются в пьесе.
Особые требования к общей художественной культуре и режиссерским способностям руководителя детской театральной самодеятельности представляет заключительный этап работы над спектаклем, когда синтетическая природа театра, в том числе и самодеятельного, заявляет о себе со всей определенностью. Все разнообразие средств сценической выразительности – актерских, мизансценических, музыкальных и т.д. – подвергается на этом этапе строжайшему отбору во имя общей идейно-эстетической и воспитательной работы спектакля. Вот почему, решая спектакль пластически, режиссеру-педагогу недостаточно развести актеров так, чтобы они не толкали и не закрывали от зрителей друг друга, – это не является еще художественной задачей. Мизансцена должна быть выразительной, а главное – выявлять самую суть происходящего в данном эпизоде спектакля.
Школьному театру не следует пренебрегать выразительными возможностями музыки и других, умеренно используемых, звуковых эффектов. Дело не только в том, что музыка помогает юным актерам настроиться на нужный эмоциональный лад, воссоздать знакомые зрительные образы, частично восполнить в восприятии зрителей недостатки их игры и т.п. Процесс коллективного отбора музыкального материала для спектакля под руководством режиссера увлекает ребят, сам по себе способен значительно обогатить их музыкальную культуру, подчиненный же задачам актерского творчества, он развивает у школьников представление об общих законах искусства, о целостной природе театрального образа. Музыкальное оформление играет огромную роль в любом мероприятии.
Музыка в спектакле должна возникать не часто (за исключением особых музыкальных жанров). Ее назначение – акцентировать важнейшие моменты действия и усиливать необходимое по ходу его развития настроение. Музыка может звучать непосредственно на сцене и представать в качестве непосредственного быта героев спектакля (радио, магнитофон и т.д.), а может сопровождать спектакль, находясь как бы вне его, над ним, служить как бы авторским комментарием к действию.
Режиссеру вместе с кружковцами следует не раз обсудить меру соответствия музыки стилю драматурга, жанру его произведения и т.п. музыкальная безвкусица спектакля способна разрушить его до основания.
Информация по педагогике:
Высшее образование в Украине
Чтобы процесс интеграции системы образования Украины в Европу стал реальностью, нужно провести серьезные реформы в отрасли образования. Украинское высшее образование отличается от европейского. В Европейском Союзе приняты и действуют другие стандарты. Престиж образования, высокой квалификации в Евр ...
Формы дистанционного образования
Методы и средства обучения относятся к сущностным характеристикам дидактического процесса. Они могут обеспечить достижение требуемых целей обучения, если будет в наличии необходимая для этого материально-техническая база, а преподавателю предоставят право выбора организационной стороны обучения, т. ...
Анализ интеллектуальных умений умственно отсталых воспитанников в процессе
осуществления заданий по ручному труду
Для проведения коррекционной работы требуется специально организованная предметно- пространственная развивающая среда: функциональные и ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций, пособия и материалы для развития мелкой моторики, кабинет труда должен быть оснащен по аналог ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.