Советы руководителю школьного театра

Страница 1

На всех этапах подготовки спектакля необходимым условием успешности педагогического руководства детьми является определенная мера владения языком театра, его основными выразительными средствами, знакомство педагога с основами искусства режиссера.

Именно методики подготовки, проработки с детьми спектакля, отработки сценической речи мне как руководителю театральной самодеятельности (пока она не оформлена в кружок) и не хватает. Однако не надо забывать, что с умственно отсталыми школьниками не следует чрезмерно увлекаться речевыми техниками, т. к. они, не видя конкретной работы по пьесе, остывают.

Здесь же необходимо сказать о подготовке к празднику. Важный этап – репетиции праздника. Репетировать спектакль следует по частям. Репетиции проводить желательно весело, обязательно подводить итоги репетиции и хвалить их участников.

Можно выделить четыре стадии подготовки спектакля:

1. Выбор пьесы к постановке, читка ее в коллективе, выявление исполнительских интересов участников кружка, первоначальное назначение на роли юных актеров;

2. Читка пьесы по ролям, предварительный анализ литературно-драматического материала, определение темы, идеи, общего замысла будущего спектакля;

3. Репетиция на сценической площадке, поиск действенного и пластического рисунка спектакля;

4. Окончательная отработка спектакля в каждом его компоненте, выстраивание его в единое композиционное целое.

Сегодня, как и прежде, репертуар самодеятельности младших школьников трудно представить себе без сказки. Но к сказке в ее современных вариациях, с характерным для нее впечатляющим смешением героического и комедийного, романтики и сатиры, фантазии и вполне узнаваемых примет сегодняшнего дня, охотно и с успехом обращаются даже театры старшеклассников.

Период анализа пьесы «за столом» в условиях детского самодеятельного театра не должен быть длительным. Деятельные по натуре, ребята активнее и глубже усваивают содержание пьесы с выходом на сценическую площадку. Репетиции на сцене, анализ действием становится для кружковцев одновременно и единственной школой актерского мастерства, без овладения основами которого невозможно сценическое воплощение даже несложного драматического материала. С первого же выхода на площадку необходимо добиваться от юных «артистов» правдивого, целесообразного действия в общении с партнером, сообразуясь с собственным опытом ребят в обстоятельствах, сходных с теми, которые раскрываются в пьесе.

Особые требования к общей художественной культуре и режиссерским способностям руководителя детской театральной самодеятельности представляет заключительный этап работы над спектаклем, когда синтетическая природа театра, в том числе и самодеятельного, заявляет о себе со всей определенностью. Все разнообразие средств сценической выразительности – актерских, мизансценических, музыкальных и т.д. – подвергается на этом этапе строжайшему отбору во имя общей идейно-эстетической и воспитательной работы спектакля. Вот почему, решая спектакль пластически, режиссеру-педагогу недостаточно развести актеров так, чтобы они не толкали и не закрывали от зрителей друг друга, – это не является еще художественной задачей. Мизансцена должна быть выразительной, а главное – выявлять самую суть происходящего в данном эпизоде спектакля.

Школьному театру не следует пренебрегать выразительными возможностями музыки и других, умеренно используемых, звуковых эффектов. Дело не только в том, что музыка помогает юным актерам настроиться на нужный эмоциональный лад, воссоздать знакомые зрительные образы, частично восполнить в восприятии зрителей недостатки их игры и т.п. Процесс коллективного отбора музыкального материала для спектакля под руководством режиссера увлекает ребят, сам по себе способен значительно обогатить их музыкальную культуру, подчиненный же задачам актерского творчества, он развивает у школьников представление об общих законах искусства, о целостной природе театрального образа. Музыкальное оформление играет огромную роль в любом мероприятии.

Музыка в спектакле должна возникать не часто (за исключением особых музыкальных жанров). Ее назначение – акцентировать важнейшие моменты действия и усиливать необходимое по ходу его развития настроение. Музыка может звучать непосредственно на сцене и представать в качестве непосредственного быта героев спектакля (радио, магнитофон и т.д.), а может сопровождать спектакль, находясь как бы вне его, над ним, служить как бы авторским комментарием к действию.

Режиссеру вместе с кружковцами следует не раз обсудить меру соответствия музыки стилю драматурга, жанру его произведения и т.п. музыкальная безвкусица спектакля способна разрушить его до основания.

Страницы: 1 2

Информация по педагогике:

Анализ учебно - методической литературы и нормативной документации
Анализируя специальную литературу по дисциплине «История костюма и моды» можно отметить следующее, что в последнее время появилось множество новых изданий, в которых изложены сведения о костюме, тканях, головных уборах, обуви, украшениях, особенностях кроя. Но к сожалению каждое из изданий включает ...

Эстетическое воспитание в процессе обучения
О роли и значении уроков математики в воспитании правильного и дисциплинированного мышления говорилось и писалось очень много. Напротив, о влиянии математических знаний на эстетическое формирование личности учащегося не сказано почти ничего. Всегда предполагалось, что по абстрактности своего предме ...

Законы и принципы внутришкольного управления
В системе образования общеобразовательная школа выступает объектом внутришкольного управления. Следовательно, мы можем говорить об управлении школой и ее отдельными компонентами или частями, выступающими подсистемами более общей системы общеобразовательной школы. Такими подсистемами являются целост ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru