Изучение культурологического развития разными педагогическими средствами в педагогической литературе

Образование и педагогика » Культурологическое развитие дошкольников посредством пейзажной живописи » Изучение культурологического развития разными педагогическими средствами в педагогической литературе

Страница 1

Культура же, сферой которой является искусство, образовывает не по схеме «восходящей лестницы», а по схеме «драматического произведения» - воспроизве­дение слагающих феноменов, полифонизм, общение различных форм понимания, стремление к всеобщности, формируя гуманитарное мышление. В.С. Библер указы­вает, что наука также может быть и должна быть понята и развиваема как фено­мен культуры, т.е. как взаимопереход, одновременность, разномысленность раз­личных научных парадигм, как формы общения, ставя тот же культурологиче­ский подход.

В.С. Семенов утверждает, что культура - это определенный способ и поле дея­тельности человека и результат реализации его сущности, выражает синтетиче­скую характеристику развития человека, выступает показателем развития челове­ка и прогресса человеческого общества. Человек и в педагогике и в культуре представлен как субъектная ценность и результат своей собственной деятельно­сти. М. Мид утверждает, что развитие ребенка определяется формой той культуры, в которой он был взращен, где воспитанию отводится особая роль: «Хотя воспита­ние и не может изменить тот факт, что личность ребенка в самых ее существенных чертах всегда отражает культуру, в которой он был воспитан, все же методы вос­питания могут иметь далеко идущие последствия для развития той совокупности, темперамента, мировоззрения, устойчивых предпочтений, которые мы и называем личностью».

Современное образование не может ограничиваться рационализацией образо­вательного процесса, поиском отдельных технологий. Оно начинает свое развитие путем взаимообогащения различных культур. Это побудило нас интегрировать со­держание программ и педагогических технологий, обусловливающих развитие всех сфер ребенка.

Несмотря на различные точки зрения в трактовке термина культура, позиции многих ученых совпадают в том, что культура создана человеком и существует для человека, для его развития и самовыражения. Мир культуры - это мир человека. Человек в культуре есть ее цель и результат. В связи с тем, что наши программы и технологии ориентированы на формирование внутреннего мира ребенка, его це­лостности и гармоничности, перед нами встала необходимость обратиться к по­нятию «мир».

«Мир» не случайно означает и вселенную, и мирность, - писал Н.К.Рерих. - Не случайно эти два великих понятия объединены в одном звучании». И далее он от­мечает: «Не удивительно ли, по-русски слово мир единозвучно и для мирности, и для вселенной. Единозвучны эти понятия не по бедности языка. Единозвучны они по существу. Вселенная и мирное творчество нераздельны. Всеми иероглифами хотели древние дать понять это целебное, спасительное единозначие.

Мир - вселенная и мир - труд мирный вселенский, посев - творящий, красота мира – победительница».

Мир вселенной и мир человека неотделимы в своем существовании. Н.К.Рерих призывал объединяться вокруг знака культуры, чтобы избежать раз­ложения, разрушения мира вокруг и в себе. Защита и утверждение культуры, знания, красоты - вот путь к неразделимости, гармонии мира вселенной и человека, дающий плоды созревания и творчества. На этой позиции стояли многие предста­вители искусства, педагогики, психологии. С.Л. Рубинштейн отмечал, что созрева­ние неразрывно связано с освоением знакового содержания человеческой культу­ры, в процессе постижения которого происходят качественные изменения основ­ных свойств личности.

О значимости соприкосновения с миром культуры, создающей уникальное первоначальное образование и направляющей развитие внутреннего мира ребенка, говорили Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Н.В. Гусева, Э.Н. Гусинский, А.В. Запорожец, Э.В. Ильенков, А.Н. Леонтьев, В.М. Рбзин и др. Анализ точек зре­ния ученых на трактовку понятия «внутренний мир» человека позволил обнару­жить сходство и различие в толковании. Так, внутренний мир человека понимается как совокупность свойств личности (Б.Г.Ананьев); взаимосвязанные структурные элементы духовного мира: рациональной, эмоционально-чувственной, волевой сфер (Н.Е.Андрюшина); субъективные свойства, определяющие меру ее свободы, гуманности, духовности, жизнетворчества (Е.В. Бондаревская); «отстранение от собственного «Я» и его слияние с миром ценностей» (Ю.Г. Волков, В.С. Поликарпов); возникновение осмысленной картины мира (Л.С. Выготский); мир культуры, превращенный в мир вещных форм, охватывающий и формы духов­ной жизни - нравственные, эстетические, интеллектуальные, религиозные (Н.В. Гусева, В.С. Семенов); индивидуальная система моделей мира Р.Н. Гусинский); «плоды» познавательной, проективной, ценностно-ориентационной деятельности и духовного общения людей; создание всеобщих идеальных образцов предметной деятельности и норм общения; не личностная культура, представляющая целостность культуры, познания, культуры деятельно­сти, культуры отношений», духовно-нравственных волевых качеств и свойств; ба­зис личностной культуры, вобравший ценности познания, преобразования, пере­живания; выражение в личности моментов культуры: объективности, самосозна­ния, дисциплины, коммуникации, творчества, духовной свободы.

Страницы: 1 2

Информация по педагогике:

Характеристика танцевального клуба «Maxi Dance»
Танцевальный клуб «Maxi Dance» был создан 7 лет назад, танцевальной парой международного класса Воробьевым Михаилом Алексеевичем и Кораблевой Надеждой Николаевной 14 апреля 1999 года. По образованию оба являются педагогами: М.А. Воробьев закончил Академию им. Лесгафта, Н.Н. Кораблева – Гуманитарный ...

Анализ программ дошкольного воспитания по проблеме развития исследовательской деятельности
С целью выявления направленности содержания дошкольного образования на развитие исследовательских способностей детей мы провели анализ ряда образовательных программ, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации для детей дошкольного возраста. В программе «Из детства – в отрочество ...

Компетентность как новый образовательный результат
В предыдущем параграфе мы пришли к следующим выводам: во-первых, социальный контекст подросткового возраста крайне сложен и противоречив, во-вторых, несмотря на то, что контекстом подросткового возраста является личностное самоопределение, главные идентификационные потребности современных подростко ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru