Теоретические особенности познавательных способностей как педагогическая проблема

Познавательная активность и деятельность в учебно – познавательном процессе являются источником формирования познавательной способности школьников. Познавательная способность возникает на почву познания и в этом процессе выражающаяся в заинтересованном принятии информации, желание углубить и уточнить свои знания в самостоятельном поиске, ответов на интересующие вопросы; проявлении творческого подхода, в умении усваивать способ познания и применять его на другом материале.

Понятие «познавательная способность» используется в тех случаях, когда помимо собственно – интеллектуальной способности имеется и ярко выраженный личностный аспект в виде потребностей.

Основу развития познавательной способности составляют те принципы воспитания личности и развития мышления, которые включают стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности со стороны другого человека (учителя, воспитателя, сверстника). Именно поэтому наиболее значительными ситуациями в возникновении актов познавательной способности являются ситуации «обучения, различных типов межличностного взаимодействия, игры, учения и жизненная практика»

Анализируя идеи формирования познавательных способностей в педагогической науке, нельзя не согласиться с Л.С. Выготским. Он обращался, в основном, в своей работе «Педагогическая психология», обозначая этим понятием фактически отдельные, но находящиеся в неразрывной взаимосвязи высшие психические функции. Автор писал: «психологическое представление о работе человека, как составленной из многих отдельных способностей, не выдерживает строгой критики. Каждая наша «способность» работает на самом деле в таком сложном целом, что, взятая сама по себе, она не дает и приблизительного представления о настоящих возможностях ее действия». Точки зрения Г.М Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова тоже сходятся с Л.С. Выготским. По их мнению, способности – это индивидуально - психологические особенности личности, являются условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Способности включают в себя как отдельные знания, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности. На формирование познавательной способности учащихся огромное влияние оказывает познавательная деятельность, способствующая его положительному отношению к учебному процессу, к систематическому познанию им содержания знаний, к овладению умением познавать мир. Г. М. Щукина тоже считает, что основой формирования и развития познавательной способности является познавательная деятельность. По этому поводу она говорила: «Невозможно не переоценить значение познавательной деятельности, как источник формирования и развития познавательной способности. Для общего развития учащегося и формирования его личности, под влиянием познавательной деятельности развиваются процессы познания».

Информация по педагогике:

Организация и руководство военно-патриотическим воспитанием в школе
Многие говорят, что современные подростки, юноши и девушки «не имеют ничего святого за душой», не ценят труд своих родителей, не помнят своих предков, не преклоняются перед памятью павших на фронтах Великой Отечественной войны. Это не так. Их внешняя вульгарность, подражание моде – наносное, просто ...

Развитие образного мышления дошкольника
Образное мышление – основной вид мышления дошкольника. В простейших формах оно проявляется уже в раннем детстве, обнаруживаясь в решении узкого круга задач, связанных с предметной деятельностью ребенка, с применением простейших орудий. К началу дошкольного возраста дети решают в уме только такие за ...

Основные виды нарушений развития детей дошкольного возраста
К детям с нарушениями в развитии, относят детей с различными нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата задержкой психического развития, эмоциональными, интеллектуальными нарушениями. - Нарушения слуха. К этой категории относятся нарушения слуха различной степени — от легкой пот ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru