Теоретические особенности познавательных способностей как педагогическая проблема

Познавательная активность и деятельность в учебно – познавательном процессе являются источником формирования познавательной способности школьников. Познавательная способность возникает на почву познания и в этом процессе выражающаяся в заинтересованном принятии информации, желание углубить и уточнить свои знания в самостоятельном поиске, ответов на интересующие вопросы; проявлении творческого подхода, в умении усваивать способ познания и применять его на другом материале.

Понятие «познавательная способность» используется в тех случаях, когда помимо собственно – интеллектуальной способности имеется и ярко выраженный личностный аспект в виде потребностей.

Основу развития познавательной способности составляют те принципы воспитания личности и развития мышления, которые включают стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности со стороны другого человека (учителя, воспитателя, сверстника). Именно поэтому наиболее значительными ситуациями в возникновении актов познавательной способности являются ситуации «обучения, различных типов межличностного взаимодействия, игры, учения и жизненная практика»

Анализируя идеи формирования познавательных способностей в педагогической науке, нельзя не согласиться с Л.С. Выготским. Он обращался, в основном, в своей работе «Педагогическая психология», обозначая этим понятием фактически отдельные, но находящиеся в неразрывной взаимосвязи высшие психические функции. Автор писал: «психологическое представление о работе человека, как составленной из многих отдельных способностей, не выдерживает строгой критики. Каждая наша «способность» работает на самом деле в таком сложном целом, что, взятая сама по себе, она не дает и приблизительного представления о настоящих возможностях ее действия». Точки зрения Г.М Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова тоже сходятся с Л.С. Выготским. По их мнению, способности – это индивидуально - психологические особенности личности, являются условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Способности включают в себя как отдельные знания, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности. На формирование познавательной способности учащихся огромное влияние оказывает познавательная деятельность, способствующая его положительному отношению к учебному процессу, к систематическому познанию им содержания знаний, к овладению умением познавать мир. Г. М. Щукина тоже считает, что основой формирования и развития познавательной способности является познавательная деятельность. По этому поводу она говорила: «Невозможно не переоценить значение познавательной деятельности, как источник формирования и развития познавательной способности. Для общего развития учащегося и формирования его личности, под влиянием познавательной деятельности развиваются процессы познания».

Информация по педагогике:

Своеобразие занятий по родному языку
Занятия по развитию речи и обучению родному языку отличаются от других тем, что на них основная деятельность – речевая. Речевая деятельность связана с умственной деятельностью, с умственной активностью. Дети слушают, думают, отвечают на вопросы, задают их сами, сравнивают, делают выводы, обобщения. ...

Методика изучения имени прилагательного в начальной школе
Система изучения имен прилагательных предполагает постепенное усложнение и расширение материала, как со стороны лексики, так и со стороны грамматики. Методика изучения имен прилагательных обусловлена, прежде всего, их лингвистическими особенностями. Прилагательные обозначают признак предмета. Сущно ...

Определение уровня развития представлений о форме предметов у детей контрольной и экспериментальной групп на контрольном этапе эксперимента
Целью контрольного эксперимента явилось выявление динамики уровня развития представлений о форме предметов у детей. Для этого нами был проведен эксперимент, аналогичный тому, что проводился в начале исследования. Необходимо отметить, что эксперимент проводился с экспериментальной и контрольной груп ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru