Разработка теории формирования навыков ручного труда психологами и педагогами. Психолого-педагогические особенности

Образование и педагогика » Коррекционно-воспитательное значение труда для умственного развития учащихся вспомогательной школы » Разработка теории формирования навыков ручного труда психологами и педагогами. Психолого-педагогические особенности

Страница 1

Основная теоретическая посылка состоит в научном обосновании роли и места трудовой деятельности в умственном развитии аномального ребенка, которое, прежде всего, связано с именем Л.С. Выготского. Рассматриваются различные аспекты обозначенной Л.С. Выготским проблемы, ставшими основой педагогической стратегии в решении многообразных задач и принципов трудового обучения и воспитания умственно отсталых детей (Т.Д. Власова, Г.М. Дульнев, Ю.В. Карвялис, Б.И. Пинский, С.Л. Мирский).

Анализ научных исследований раскрывает, прежде всего, широкие возможности использования элементарной трудовой деятельности в целях коррекции личностного развития этих детей: формирования интереса к различным видам труда, положительного к нему отношения (Н.Г. Морозова, Э.К. Гульянц, Л.М. Саралийская, Н.Д. Соколова). Поиск же путей использования труда в целях коррекции умственного развития детей с интеллектуальной недостаточностью опирается на работы в области изучения их познавательной деятельности - восприятия, мышления и речи.

В исследованиях А.А. Катаевой, А.Р. Лурия, В.И. Лубовского, Е.А. Стребелевой и др. содержатся указания на то, что у этих детей с самого раннего возраста не складываются механизмы овладения предметно-практической деятельностью, ее словесной регуляцией. Наиболее нарушенным звеном практической деятельности является ориентировочное, которое, влияя на качественные параметры протекания интеллектуальных процессов, препятствует их развитию. Эго сказывается на особенностях деятельности восприятия, проявляется в характере становления наглядных и словесно-логических форм мышления.

Анализируются работы клинико-физиологического направления изучения умственной отсталости. Вскрываются нейрофизиологические причины, обуславливающие специфичность мыслительных процессов детей с органическими поражениями ЦНС: инертность, тугоподвижность, косность, стереотипность (Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, Е.Ю Мастюкова, М.Г. Блюмина). Важным условием и средством преодоления рассогласованности межфункциональных связей различных мозговых систем, налаживания зрительно-двигательной координации, восстановления и формирования тонких моторных актов рассматривается практическая деятельность ребенка, ручной труд.

Вместе с тем исследования в области умственного воспитания детей с проблемами в развитии содержат значительный научно-практический материал. Основными критериями его реализации является формирование различных видов детской деятельности. Особое место отводится при этом действиям по подражанию, образцу и словесной инструкции; обучению способам практической ориентировки и средствам ее фиксации; овладению «функционально-знаковыми» формами отражения, «схематизированными преобразованиями» предметов; развитию эмоционально-волевой и речевой регуляции деятельности (С.И. Давыдова, Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, Л.Н. Кассал, А.А. Катаева, Е.А. Стребелева, Н.Д. Соколова).

Особенно остро проблема умственного воспитания встает в тех случаях, когда развитие интеллектуально неполноценного ребенка осложняется различными последствиями деривации: сенсорной, эмоциональной, когнитивной (С.В. Кистяковкая, Е.О. Смирнова, А.Г. Рузская). Bowlby, M. Butter, L.Y. Yarrow). Незначительные данные об особенностях депривированного ребенка, страдающего умственным недоразвитием, содержат косвенные указания на то, что оно, начиная с раннего детства, происходит глубоко своеобразно и искаженно, намечается определенный разрыв между операционально-технической стороной предметно-игровой деятельности и ее содержанием, процессом и мотивом; существенно страдает коммуникативный план деятельности (Г.В Грибанова. Э. Кулеша, Н Д Соколова)

Стоящая перед нами проблема использования ручного труда в качестве средства умственного воспитания детей потребовала изучения современных подходов к детской деятельности и ее влияния на формирование интеллектуальных процессов в условиях нормального развития.

В соответствии с психологической теорией деятельности процесс присвоения опыта происходит в результате интериоризации и совершается через ряд этапов, на каждом из которых происходит новое отражение и воспроизведение действия. Этап составления предварительного представления о задании, материализованной формы действия, отражение его в плане громкой речи приобретают в этой связи исключительное значение (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.С. Пантина). В детском возрасте, как показывают работы Л.А. Венгера, С.Л. Новоселовой, Н.Н. Поддъякова, особую роль в процессах интериоризации играют совместная деятельность ребенка и взрослого, действия наглядного моделирования.

Страницы: 1 2

Информация по педагогике:

Сущность и принципы педагогической коррекции
Педагогическая коррекция – важное и ответственное направление практической деятельности психологов и педагогов. Оно предполагает обоснованное воздействие на дискретные характеристики внутреннего мира ребенка с целью их изменения. Следует дифференцировать коррекцию нормального и аномального развития ...

Использование локальной сети в образовании
Развитие средств вычислительной техники, а особенно появление персональных компьютеров привело к созданию нового типа информационно-вычислительных систем под названием локальная вычислительная сеть (ЛВС). ЛВС нашли широкое применение в системах автоматизированного проектирования и технологической п ...

Понятие процесса формирования разносторонне развитой личности
Человек как часть природы, как высшее звено эволюции наделен естественными жизненными силами. Однако главное в человеке – это его личность. Говоря о развитии, воспитании и формировании личности, необходимо учитывать, что понятия эти взаимосвязаны, дополняют друг друга. Под развитием личности понима ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru