Разработка теории формирования навыков ручного труда психологами и педагогами. Психолого-педагогические особенности

Образование и педагогика » Коррекционно-воспитательное значение труда для умственного развития учащихся вспомогательной школы » Разработка теории формирования навыков ручного труда психологами и педагогами. Психолого-педагогические особенности

Страница 2

Важное место с позиции влияния на умственное развитие ребенка отводится и анализу структуры деятельности. Подчеркивается, что в отношения между основными ее компонентами: мотивом, целью и процессом их осуществления - неоднозначны и зависят от отношения мотива к продукту деятельности. Заинтересованность ребенка конечным результатом предопределяет успешность овладения практическими действиями, включающими интеллектуальный план их реализации. Рассматривается содержание личностно-значимых мотивов трудовой деятельности детей (А.В. Запорожец, В.А. Грачева, Я.З. Неверович, Д.Б. Эльконин).

В структуре практической деятельности особое значение принадлежит ориентировочной части. Тип ориентировки, сформированный у ребенка, определяет качественные стороны его мыслительного процесса, обеспечивая переход к более высокому уровню опосредования действительности. Развернутый характер ориентировочной части, ее словесная организация, фиксация внимания на основные ориентирующие признаки объекта, включение в этот процесс перцептивных действий, общение взрослого с ребенком,- существенно усиливают полноту формирующихся образов, и самостоятельность детей при выполнении практической части задания (З.М. Богуславская, Т.В. Ендовицкая, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Г.И. Минская, А.Г. Рузская, Н.Н. Поддьяков и др.).

Ручной труд, будучи неотъемлемой частью практической деятельности, при специальной организации и отборе содержания, основанном на понимании особенностей его психологической структуры, может явиться действенным средством умственного воспитания аномального ребенка. Этот вид продуктивной детской деятельности наиболее полно отвечает задаче формирования интеллектуальных умений, которые являются частью ее психологической структуры. Эффективность овладения деятельностью самым тесным образом связана с уровнем их развития (Я.3. Неверович, В.Г. Нечаева).

В целом ряде исследований раскрывается универсальный характер интеллектуальных умений. Показано, что они образуют «общее ядро» деятельности, которое «однажды сложившись», помогает в дальнейшем ребенку овладевать новыми видами деятельности (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. А.В. Запорожец).

Обобщив теоретический и научно-методический пласт исследований, посвященных изучению процессов умственного развития с учетом деятельностного подхода, мы попытались разработать теоретическое обоснование предпринятого исследования и предположили, что особым образом организованный ручной труд в контексте общеобразовательной и коррекционной работы, повседневно осуществляемой в соответствии с программными требованиями, способен оказать существенное воздействие на интеллектуальную сферу детей с проблемами в развитии.

Страницы: 1 2 

Информация по педагогике:

Развитие самостоятельности в процессе обучения
Самостоятельность формируется по мере взросления ребёнка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. На каждом этапе необходимо разумно поощрять детскую самостоятельность, развивать полезные навыки и умения. Ограничение самостоятельной деятельности ребёнка приводит к подавлению личности, в ...

Современные педагогические средства как основа развития учебной мотивации студентов
Логика нашего исследования предполагает рассмотрение вопроса "какие современные средства обучения рациональней всего использовать для развития учебной мотивации студентов УСПО?". В данном параграфе мы к ним и обратимся. Нельзя говорить о современных педагогических средств обучения, не зат ...

Теоретические особенности познавательных способностей как педагогическая проблема
Познавательная активность и деятельность в учебно – познавательном процессе являются источником формирования познавательной способности школьников. Познавательная способность возникает на почву познания и в этом процессе выражающаяся в заинтересованном принятии информации, желание углубить и уточни ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru