Понятие и причины девиантного поведения подростков

Образование и педагогика » Профилактика девиантного поведения подростков » Понятие и причины девиантного поведения подростков

Страница 2

Е.В. Змановская определяет девиантное поведение как «устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией». Такое определение выводится ею на основании восьми специфических особенностей отклоняющегося поведения. К числу таких особенностей Е.В. Змановская относит:

1. отклоняющееся поведение личности – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам;

2. девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей;

3. оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям;

4. исследуемое поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное);

5. оно должно согласовываться с общей направленностью личности;

6. оно исследуется в пределах медицинской нормы;

7. девиантное поведение сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации;

8. ярко выраженное половозрастное и индивидуальное своеобразие девиантного поведения.

Наиболее полно понятие «девиантное поведение» раскрывает Л. Б. Шнейдер в работе «Девиантное поведение детей и подростков». Он определяет отклоняющееся поведение как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам. К определению девиантного поведения Л. Б. Шнейдер выделил несколько подходов:

1. Педагогический подход – под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и восприятия норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.

2. Медицинский подход: девиантное поведение – отклоняющееся от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психических патологий, особенностей пограничного уровня.

3. Психологический поход: девиантное поведение – поведение, отклоняющееся от социально-психологических и нравственных норм, представление либо как ошибочного антиобщественный образец решения конфликта, проявляющихся в нарушении общественных норм, либо в ущербе, нанесенным общественному благополучию, окружающим и себе.

По мнению В.Н. Кудрявцева, девиантное поведение рассматривается как социальное отклонение, как отступление от существующих норм их нарушения, то есть «ненормальное» поведение с точки зрения нормативно значимого фактора.

Девиантное поведение, по определению Я.И. Гилинского, - «это социальное явление, выражающееся в относительно массовых, статистически устойчивых формах (видах) человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям»

С.А. Беличева отмечает, что отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного социального развития, нарушений социализации, возникающих на разных возрастных этапах.

Исходя из описанных точек зрения понятие «девиантное поведение» подростков применительно к нашему исследованию можно определить, как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Его сущность заключается в неправильном осознании своего места и назначения в обществе, в определенных дефектах нравственного и правового сознания подростков.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по педагогике:

Варианты ГИА для 9-классников будут создаваться с учетом региональных особенностей
По предложению Рособрнадзора при проведении государственной итоговой аттестации в 9-х классах в 2014 году регионы смогут самостоятельно формировать варианты контрольных измерительных материалов /КИМ/, учитывая местные особенности. Об этом сообщила ИТАР-ТАСС директор Федерального института педагогич ...

Рекомендации специалистам по социальной работе. Центра социальной помощи семье и детям «Надежда» г. Костомукша
По результатам исследования социально-профилактической работы по предупреждению девиантного поведения подростков нами сформулированы некоторые рекомендации, направленные на решения этой проблемы. Рекомендации включают 3 основных направления: 1. Работа с семьей. Целью работы с родителями является пр ...

Социальные технологии в профилактике девиантного поведения подростков
Социальная работа все чаще становится предметом многостороннего научного анализа. Например, в работе М. Пэйна рассматриваются вопросы институционализации социальной работы, её взаимоотношения с социальной политикой, теоретические основы развития социальной работы. Автор отмечает, что социальная раб ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru