Понятие и причины девиантного поведения подростков

Образование и педагогика » Профилактика девиантного поведения подростков » Понятие и причины девиантного поведения подростков

Страница 3

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными причинами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии.

Для предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения, необходимо знать, что его порождает и питает. В происхождении отклоняющегося поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию.

Существует несколько классификаций причин отклоняющегося поведения. Так например, Л.Б. Шнейдер выделяет конкретные причины девиантного поведения: стремление получить сильные впечатления; заболевание ребенка; повышенная возбудимость, неумение контролировать себя; неблагополучная ситуация в семье; стремление к самостоятельности и независимости; недостаток знаний родителей о том, как справиться с трудной педагогической ситуацией; отставание в учебе; пренебрежение со стороны сверстников; непонимание взрослыми трудностей детей; недостаточная уверенность ребенка в себе; примеры насилия, жестокости, безнаказанности, полученные из СМИ; неполные семьи и др.

Применительно к современным условиям России главными факторами распространения девиантного поведения являются: чрезмерная коммерциализация, культ силы и успеха любой ценой, безудержная реклама, доступность табачной продукции, алкогольных напитков и наркотических средств, переориентация в жизненных ценностях значительной части населения, развитие бизнеса развлечений, распространение печатной, кино и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, непринятие действенных мер по предупреждению, профилактике различных видов девиантного поведения, в том числе, среди детей и подростков, что особенно опасно.

Среди причин девиантного поведения многие исследователи выделяют наследственность, социальную среду, обучение, воспитание и, наконец, социальную активность самого человека. Все эти факторы оказывают воздействие в прямой или косвенной форме, однако нет прямой зависимости между их негативными последствиями и характером поведения ребенка. Поэтому Ю.А. Клейберг, Т.Р. Алихманова, А.В. Мисько выделяют только три основных фактора: биологический, психологический и социальный.

Биологический выражается в физиологических особенностях подростка, т.е. в неустойчивости жизненно важных систем организма (в первую очередь нервной системы).

Психологический заключается в особенностях темперамента, акцентуаций характера, что влечет за собой повышенную внушаемость, быстрое усвоение асоциальных установок, склонность к «уходам» от трудных ситуаций или полное подчинение им.

Социальный фактор отражает взаимодействие подростка с социумом (семья, школа, другое окружение).

Причины девиантного поведения подростков лежат в особенностях взаимосвязи и взаимодействия с окружающим миром, социальной средой и самим собой, оно является результатом конкретного стечения необходимых и случайных обстоятельств.

Следует отметить, что для объяснения девиантного поведения взять в рассмотрение одну из причин не возможно, прежде всего, потому, что они не выступают, изолировано, а представляют собой взаимодействие самых разнообразных факторов с разным негативным вкладом в развитие отклоняющегося поведения. Поэтому, в данной работе мы опираемся на классификацию Шипициной Л.М., где причины девиантного поведения подразделяются на две группы:

1. Причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами (алкоголизм, невротические расстройства, остаточные явления черепно-мозговых травм и органические заболевания головного мозга, интеллектуальная недостаточность);

Страницы: 1 2 3 4

Информация по педагогике:

Возможности метода тестирования как средства педагогического контроля обученности старшеклассников
Для диагностики обученности старшеклассников разрабатываются специальные методы, которые разными авторами называются тестами. Метод тестирования — исследование личности путем диагностики его знаний на основе выполнение какого-либо стандартизованного задания. Анализ психолого-педагогической литерату ...

Методика социального патронажа и надзора
Социальный патронаж — форма наиболее плотного взаимодействия с семьей, когда социальный педагог находится в ее распоряжении 24 часа в сутки, проводит с членами семьи много времени, часто несколько часов в день, входит в курс всего происходящего в семье, оказывая влияние на суть событий. Срок социал ...

Классификация частей речи в русском языке
Существует три типа грамматически существенных свойств слов, которые позволяют разграничить классы слов, называемые «частями речи»: семантические, формальные и функциональные. Они выступают в качестве критериев классификации слов по частям речи. Семантический критерий предполагает оценку абстрактно ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru