Основные формы коррекционной работы с детьми и подростками

Образование и педагогика » Индивидуальные особенности детей, их учет и педагогическая коррекция » Основные формы коррекционной работы с детьми и подростками

Страница 1

На рубеже XIX-XX веков психология начинает осознавать развивающие, гармонизирующие и целительные возможности игр. Они признаются средством освоения ребенком социальных ролей и раскрытия внутреннего мира ребенка. Аналитическому исследованию игровой деятельности посвящено ряд работ Ж. Пиаже и Э. Эриксона, результатом которых стало описание основные признаков игровой деятельности:

игра приятна, т.е. положительно воспринимается участниками;

игра протекает спонтанно и предполагает наличие внутренней мотивации участников;

игра требует высокой гибкости психических процессов и ролевой пластичности;

игра является естественным следствием физического и интеллектуального развития ребенка;

пережитые ребенком психические травмы и имеющиеся у него интрапсихические конфликты проявляются в игре и могут приводить к нарушению ее нормального хода.

В терапевтическом процессе игра выполняет диагностическую, терапевтическую и обучающую функции Диагностическая функция заключается в выяснении психопатологии, особенностей характера и взаимоотношений ребенка с окружающими.

Терапевтическая функция состоит в предоставлении ребенку возможности эмоционального и моторного самовыражения, отреагирования напряжения, страхов и фантазий.

Обучающая функция игры заключается в перестройке отношений, расширении диапазона общения и жизненного кругозора, реадаптации и социализации.

Выделяют две формы игротерапии, отличающиеся по функциям и роли терапевта в игре:

направленную;

ненаправленную.

Основные функции терапевта в направленной игротерапии включают:

1) организацию эмпатического общения, в котором терапевт создает атмосферу принятия ребенка, эмоционального сопереживания ему и коммуникации этого отношения ребенку;

2) обеспечивание переживания ребенком чувства собственного достоинства и самоуважения;

3) установление ограничений в игре.

Цель игротерапии определяется как воздействие на базовые изменения в интрапсихическом равновесии ребенка для установления баланса в структуре его личности.

В качестве основных механизмов терапии в игре выделяются следующие пять процессов:

1) аналитическая (терапевтическая) связь;

2) катарсис, осуществляемый через игру, вербализацию чувств и переживаний ребенка;

3) инсайт как более глубокое понимание себя и своих отношений со значимыми людьми в реальной жизни;

4) тестирование реальности для установления эффективности границ новых способов взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, приобретаемых в процессе игротерапии;

5) сублимации подавленных бессознательных импульсов и тенденций, согласованная с социальными нормами и моралью, с ожиданиями общества.

Арттерапия

Эта форма работы возникла в 30-е годы нашего века на основе психоанализа. Основная цель арттерапии состоит:

в развитии самовыражения и самопознания ребенка через искусство;

в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальностей окружающего мира.

Формы игротерапии: индивидуальная и групповая. Ее важнейшим принципом является безусловное принятие и одобрение всех продуктов творческой деятельности ребенка независимо от их содержания, формы и качества.

Главная функция терапевта в процессе арттерапии состоит в облегчении сублимации: интерпретации бессознательных значений, реализации эмоционального состояния в продукте изобразительной деятельности.

В зависимости от доминирования тех или иных динамических процессов на занятиях арттерапией ребенок может демонстрировать один их пяти способов использования художественных материалов:

изучение физических свойств материалов;

деструктивное поведение с потерей контроля над своими действиями;

стереотипизацию и повторение действий как проявление психологической защиты;

передачу символических значений в виде пиктограммы, остающейся непонятной для окружающих без специальных разъяснений;

создание произведений искусства, успешно реализующих функцию самовыражения и коммуникации аффекта.

Страницы: 1 2

Информация по педагогике:

Программированное обучение
В основе программированного обучения лежит кибернетический подход, согласно которому обучение рассматривается как сложная динамическая система. Управление данной системой осуществляется посредством посылки команд со стороны учителя (компьютера, других технических средств) ученику и получения обратн ...

Этиология и патогенез нарушений письменной речи
Дисграфия - большей частью врожденное расстройство, процесс письма изначально формируется искаженно. В случае приобретенной дисграфии, письмо было сформировано, а затем навык пострадал или исчез. В основе дисграфии могут лежать различные этиологические факторы: биологические причины. Недоразвитие и ...

Оценка текущей и итоговой успеваемости студента
Важной составляющей системы зачетных единиц является оценка успеваемости студента по совокупности изученных учебных дисциплин на основе Общего среднего показателя успеваемости (ОСПУ). ОСПУ определяется как отношение суммы произведений числовых эквивалентов буквенных оценок и зачетных единиц изученн ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru