Теории и основные подходы к изучению девиантного поведения

Образование и педагогика » Профилактика девиантного поведения подростков » Теории и основные подходы к изучению девиантного поведения

Страница 2

Теория аномии была развита в работах других социологов. Р. Мертон, один из наиболее ярких последователей Дюркгейма, рассматривает девиантное поведение как результат несогласованности между определяемыми культурой устремлениями и социальной структурой, задающей средства их удовлетворения. Например, в современной американской культуре доминирует идея благосостояния, которая в свою очередь определяет высокую индивидуальную значимость успеха. Через социальные нормы культура определяет не только цели, но и легитимные способы их достижения. Так, если человек усердно трудится, его «американская мечта» в конце концов, должна стать реальностью. «Аномия» по Мертону - это крушение системы регулирования индивидуальных желаний, в результате чего личность начинает хотеть больше, чем она может добиться в рамках данной социальной структуры. Социолог Р.Мертон отмечает, что аномия появляется не от свободы выбора, а от невозможности многих индивидов следовать нормам, которые они полностью принимают.

В ином ключе исследует проблему Т. Парсонс. По его мнению, возникновение девиаций связано с невыполнением ожиданий. Его исследования поведения подростков и молодежи в свете понятия аномии позволяют утверждать, что система норм и ценностей, принятых в обществе, либо не ясна для них, либо теряет значимость, поскольку на первый план выходят другие ценности – личный успех и его достижение.

Теория структурной напряженности характеризует сущность девиантного поведения как следствие разочарования личности. Снижение жизненного уровня, расовая дискриминация и многие другие явления могут привести к девиантному поведению. Если человек не занимает прочного положения в обществе или не может достичь поставленных целей законными способами, то рано или поздно возникают разочарование, напряженность, человек начинает ощущать свою неполноценность и может использовать девиантные, незаконные, методы для достижения своих целей. Теория напряженности показывает человека, разрывающегося между возможностью и желанием, когда желание берет верх. У этой теории есть и слабые места, с ее позиций трудно объяснить, почему совершают преступления люди из обеспеченных средних и даже высших слоев общества, почему бывают растратчиками банкиры.

Теория стигматизации или «наклеивания ярлыков» (от греческого stigmo - клеймо) ее приверженцы Г. Беккер, Э. Лемерт утверждают, что девиация определяется не самим поведением, а реакцией общества на такое поведение. Они объясняют девиантное поведение способностью влиятельных групп ставить клеймо «девиантов» членам менее влиятельных групп. Когда поведение людей рассматривается как отступающее от норм, это дает толчок ряду социальных реакций. Так, подросток, совершивший неблаговидный поступок, подвергается официальному клеймению как нарушитель, преступник, девиант. С указанного момента индивид начинает отождествлять себя с присвоенным ярлыком, и рецидивы девиантного поведения становятся ответом на реакции общества. Таким образом, ярлыки – отрицательные оценки общества.

Сторонники этой теории различают первичное и вторичное девиантное поведение. Первоначальный акт правонарушения они называет первичным отклонением. Вторичное отклонение происходит, когда индивид принимает клеймо и воспринимает себя как преступник. Постепенно формируется репутация, которая вынуждает индивида придерживаться девиантной роли. Вторичное - это такое поведение, которое является реакцией на ярлык. Ярлык преступника оказывает влияние на представление человека о самом себе. Мы часто видим себя такими, какими видят нас другие, и поступаем соответствующим образом.

Страницы: 1 2 3

Информация по педагогике:

Современное состояние проблемы изучения элементов теории множеств в начальном курсе математики
Работа с учебником «Математика-3», производится по программе «Школа 2000…». На ранних стадиях обучения, опираясь на житейский опыт учащихся и конкретные примеры, вводятся понятия множества и величины (при этом множества рассматриваются лишь непересекающиеся, а сам термин «множество» на первых порах ...

Место и роль жанров пересказа в системе высказываний на школьном уроке
Как следует из различных источников, основной формой речевого взаимодействия в ходе учебного процесса является осмысленное оперирование текстами, так как в процессе обучения в школе осуществляется восприятие текста учителя (например, при объяснении нового материала); обмен устными текстами между уч ...

Понятие «ценность», виды ценностей и «ценностное отношение»
Ценности – специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительные или отрицательные значения для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное), заключенные в явлениях общественной жизни и природы. По мнению М.Вебера – ценность – термин, широк ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru