Теории и основные подходы к изучению девиантного поведения

Образование и педагогика » Профилактика девиантного поведения подростков » Теории и основные подходы к изучению девиантного поведения

Страница 3

Представители теории бихевиоризма (англ. behaviour - поведение) Б. Скиннер, Е. Торндайк, Дж. Уотсон и др. дают толкование поведения человека в плане схемы «стимул – реакция», рассматривая любой раздражитель как активный источник реакции организма. Они изучают социальное поведение человека как способ приспособления к социальной среде. Доказывают, что окружающая среда полностью определяет поведение человека. В основе этой теории лежит понимание поведения человека как совокупности реакций организма на воздействия внешней среды.

Психоаналитическая теория З. Фрейда рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, саморазрушением личности, конфликты, свойственные личности вызывают девиацию. Основным источником отклонений в поведении считается постоянный конфликт между бессознательными влечениями, образующими структуру «Оно», и ограничениями, исходящими от «Я» и «Сверх-Я».

Согласно теории дифференцированной ассоциации, которая была впервые сформулирована Сазерлендом, девиантному поведению учатся в интеракции (взаимодействии) с другими индивидами в процессе коммуникации, который включает в себя усвоение: а) техник реализации девиантного поведения и б) специфического мотивационного направления и оправдания этого поведения. Теория Сазерленда говорит о том, что индивиды становятся правонарушителями в той степени, в какой они принадлежат окружению, девиантным идеям, мотивировкам и методам. Такие индивиды могут научиться употреблять и доставать запрещенные наркотические средства или воровать, а потом сбывать краденое. Чем раньше начнутся контакты индивида с криминогенным окружением, чем чаще, интенсивнее и длительнее будут эти контакты, тем выше вероятность того, что такой индивид тоже станет правонарушителем. Но в этом процессе задействовано не одно простое подражание. Теория описывает девиантное поведение, которое приобретается на основе не только подражания, но и научения, очень многое зависит от того, чему именно и от кого учатся индивиды.

Рассмотрев подходы к трактовке девиантного поведения (биологический, психологический, социологический) стоит отметить, что абсолютно все теории несут в себе определенные несовершенства. Тем не менее, социологический подход в изучении девиантного поведения является центральным, и концепции присущие ему, безусловно, являются главенствующими при междисциплинарном подходе к изучению девиантного поведения.

Итак, мы постарались изложить основные теории девиантного поведения. К сожалению, единая теория отклоняющегося поведения личности еще не создана.

Обзор различных теорий, на наш взгляд, дает возможность получить относительно целостную картину изучаемого явления. Биологическое и психологическое объяснения девиации связаны главным образом с анализом природы девиантной личности.

Социологическое объяснение учитывает социальные и культурные факторы, на основе которых людей считают девиантами. В каждой из выше перечисленных теорий рассматриваются те или иные причины (аспекты), которые рано или поздно могут привести каждого из нас (особенно подростков) к девиантному поведению.

В нашем исследовании мы склоняемся к теории аномии, в которой Эмиль Дюркгейм доказывает нам то, что, нормы и ценности разрушаются самими же людьми, отсутствия конкретных норм и ценностей способствуют девиантному поведению.

Отмечается, что в периоды общественных потрясений, кризисов тенденция к нарушению социальных норм усиливается: люди лишаются привычных норм, установок поведения, теряют социальные ориентиры. Подобная ситуация сложилась в нашей стране, и это объясняет повышенный интерес к более глубокому изучению девиантного поведения как социального явления, а также к созданию эффективных технологий его профилактики.

Страницы: 1 2 3 

Информация по педагогике:

Диагностика творческого развития детей младшего школьного возраста
Изучить проблему организационно-педагогических условий стимулирования творческого развития детей младшего школьного возраста средствами танцевального искусства, как на этапе констатирующего эксперимента, так и на этапе формирующего эксперимента стало возможным с помощью двух авторских методик: Мето ...

Формы работы с учащимися в процессе развития связной речи в школе
В русском литературном языке существуют определенные нормы произношения и ударения. Правильность устной речи определяется правильностью звуков слов, постановке ударения в словах, а также правильностью интонации предложения. Совокупность этих норм принято называть орфоэпией. Работа над культурой уст ...

Изучение культурологического развития разными педагогическими средствами в педагогической литературе
Культура же, сферой которой является искусство, образовывает не по схеме «восходящей лестницы», а по схеме «драматического произведения» - воспроизве­дение слагающих феноменов, полифонизм, общение различных форм понимания, стремление к всеобщности, формируя гуманитарное мышление. В.С. Библер указы­ ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru