Социальная работа все чаще становится предметом многостороннего научного анализа. Например, в работе М. Пэйна рассматриваются вопросы институционализации социальной работы, её взаимоотношения с социальной политикой, теоретические основы развития социальной работы. Автор отмечает, что социальная работа трансформируется вместе с трансформацией общества.
Вектор развития института социальной работы в России в ключевых моментах совпадает с европейским.
Трансформация общества, а вместе с ним и социальной работы, привела к модернизации социальной работы в направлении развития форм превентивной работы. Причем, несмотря на то, что сегодня на практике реализуется в первую очередь модель вмешательства в кризисную ситуацию, имеет место тенденция смещения фокуса профессиональной деятельности на раннее вмешательство (раннюю социальную профилактику), что неизбежно расширяет клиентскую группу социальной работы. Всякая интервенция по снижению риска связана с решением основных задач социальной работы: помочь людям максимально использовать и расширить их собственные ресурсы для решения проблем; способствовать построению новых связей между клиентами и ресурсными системами; модифицировать взаимодействия между людьми и ресурсными системами с целью повышения эффективности взаимодействия; развивать новые ресурсные системы. Всё это касается и социальной работы с подростками, склонными к девиантному поведению.
Технологии социальной работы с подростками девиантного поведения можно разделить на два направления: коррекционное (или социально-реабилитационное) и профилактическое. Их реализация опирается на социальную диагностику (выявление форм девиаций, изучение социальной среды, факторов, способствующих проявлению девиации). В данной работе мы рассматриваем сущность профилактического направления социальной работы.
Социальная профилактика – это «сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата».
Приведённое выше определение понятия «социальная профилактика» позволяет выделить основные цели, на достижение которых направлен этот процесс:
- выявление причин и условий, способствующих возникновению какой- либо проблемы или комплекса проблем;
- уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и поведении человека или группы;
- предотвращение возможных психологических, социокультурных и других коллизий у человека или группы;
- сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни людей;
- содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов и творческих способностей.
Учитывая специфические особенности девиаций как социального явления, профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних определяется как «целенаправленное воздействие па общественные отношения с целью предупреждения деформаций нравственно-правового формирования личности несовершеннолетнего и устранения отрицательных импульсов и устремлений в его поведении» Это воздействие реализуется через систему разноплановых мероприятий, направленных на выявление, нейтрализацию или минимизацию причин и условий девиаций в среде несовершеннолетних, формирование правомерного поведения подростков данной группы, коррекцию (ресоциализацию, перевоспитание) тех лиц, которые уже допустили социально-негативные проявления в поведении.
Поскольку в девиантном поведении «объективируются как неблагоприятная социальная ситуация развития личности, так и ее негативные свойства (что получает свое конечное выражение в соответствующей мотивации поведения), то объектом этой деятельности являются прежде всего детерминанты, т.е. причины, порождающие социальные отклонения: условия (обстоятельства, ситуации, поводы, факторы), благоприятствующие их возникновению, а также личность девианта (включая потенциальных девиантов) как результат процесса формирования социально-негативных качеств и свойств».
Социальная профилактика девиантного поведения подростков выполняет многообразные функции, к числу наиболее значимых из которых относятся: регулятивно - предупредительная функция, обеспечивающая, охранительная (защитная), воспитательная функции, функция контроля, функция коррекции.
Отмечается, что в рамках профилактики, осуществляемой в отношении несовершеннолетних, первостепенное значение приобретает функция воспитания, эффективная реализация которой во многом определяет позитивную направленность развития личности ребенка. Воспитание (как в широком, так и в узком смысле), присутствуя практически в любом общественном институте и решая конкретные задачи по формированию социально приемлемого члена общества, также направлено на усвоение личностью общественных ценностей, нравственных требований, норм и принципов. Таким образом, воспитание изначально предполагает упреждение отклонений в поведении личности.
Информация по педагогике:
Развитие образного мышления дошкольника
Образное мышление – основной вид мышления дошкольника. В простейших формах оно проявляется уже в раннем детстве, обнаруживаясь в решении узкого круга задач, связанных с предметной деятельностью ребенка, с применением простейших орудий. К началу дошкольного возраста дети решают в уме только такие за ...
Особенности межличностного взаимодействия младшего школьника со взрослыми
В первые школьные годы дети постепенно отдаляются от родителей, хотя все еще испытывают потребность в руководстве со стороны взрослых. Отношения с родителями, структура семьи и взаимоотношения между родителями оказывают важнейшее влияние на школьников, однако расширение контактов с внешней социальн ...
Психолого-педагогический аспект проблемы конфликтов в настоящее время
Конфликты играют важнейшую роль в жизни отдельного человека, развитии семьи, жизнедеятельности школы, любой организации, государства, общества и человечества в целом. Конфликты в XX веке стали основной причиной гибели людей. Две мировые войны, более 200 крупномасштабных войн, локальные военные конф ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.