Социальные технологии в профилактике девиантного поведения подростков

Образование и педагогика » Профилактика девиантного поведения подростков » Социальные технологии в профилактике девиантного поведения подростков

Страница 1

Социальная работа все чаще становится предметом многостороннего научного анализа. Например, в работе М. Пэйна рассматриваются вопросы институционализации социальной работы, её взаимоотношения с социальной политикой, теоретические основы развития социальной работы. Автор отмечает, что социальная работа трансформируется вместе с трансформацией общества.

Вектор развития института социальной работы в России в ключевых моментах совпадает с европейским.

Трансформация общества, а вместе с ним и социальной работы, привела к модернизации социальной работы в направлении развития форм превентивной работы. Причем, несмотря на то, что сегодня на практике реализуется в первую очередь модель вмешательства в кризисную ситуацию, имеет место тенденция смещения фокуса профессиональной деятельности на раннее вмешательство (раннюю социальную профилактику), что неизбежно расширяет клиентскую группу социальной работы. Всякая интервенция по снижению риска связана с решением основных задач социальной работы: помочь людям максимально использовать и расширить их собственные ресурсы для решения проблем; способствовать построению новых связей между клиентами и ресурсными системами; модифицировать взаимодействия между людьми и ресурсными системами с целью повышения эффективности взаимодействия; развивать новые ресурсные системы. Всё это касается и социальной работы с подростками, склонными к девиантному поведению.

Технологии социальной работы с подростками девиантного поведения можно разделить на два направления: коррекционное (или социально-реабилитационное) и профилактическое. Их реализация опирается на социальную диагностику (выявление форм девиаций, изучение социальной среды, факторов, способствующих проявлению девиации). В данной работе мы рассматриваем сущность профилактического направления социальной работы.

Социальная профилактика – это «сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата».

Приведённое выше определение понятия «социальная профилактика» позволяет выделить основные цели, на достижение которых направлен этот процесс:

- выявление причин и условий, способствующих возникновению какой- либо проблемы или комплекса проблем;

- уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и поведении человека или группы;

- предотвращение возможных психологических, социокультурных и других коллизий у человека или группы;

- сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни людей;

- содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов и творческих способностей.

Учитывая специфические особенности девиаций как социального явления, профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних определяется как «целенаправленное воздействие па общественные отношения с целью предупреждения деформаций нравственно-правового формирования личности несовершеннолетнего и устранения отрицательных импульсов и устремлений в его поведении» Это воздействие реализуется через систему разноплановых мероприятий, направленных на выявление, нейтрализацию или минимизацию причин и условий девиаций в среде несовершеннолетних, формирование правомерного поведения подростков данной группы, коррекцию (ресоциализацию, перевоспитание) тех лиц, которые уже допустили социально-негативные проявления в поведении.

Поскольку в девиантном поведении «объективируются как неблагоприятная социальная ситуация развития личности, так и ее негативные свойства (что получает свое конечное выражение в соответствующей мотивации поведения), то объектом этой деятельности являются прежде всего детерминанты, т.е. причины, порождающие социальные отклонения: условия (обстоятельства, ситуации, поводы, факторы), благоприятствующие их возникновению, а также личность девианта (включая потенциальных девиантов) как результат процесса формирования социально-негативных качеств и свойств».

Социальная профилактика девиантного поведения подростков выполняет многообразные функции, к числу наиболее значимых из которых относятся: регулятивно - предупредительная функция, обеспечивающая, охранительная (защитная), воспитательная функции, функция контроля, функция коррекции.

Отмечается, что в рамках профилактики, осуществляемой в отношении несовершеннолетних, первостепенное значение приобретает функция воспитания, эффективная реализация которой во многом определяет позитивную направленность развития личности ребенка. Воспитание (как в широком, так и в узком смысле), присутствуя практически в любом общественном институте и решая конкретные задачи по формированию социально приемлемого члена общества, также направлено на усвоение личностью общественных ценностей, нравственных требований, норм и принципов. Таким образом, воспитание изначально предполагает упреждение отклонений в поведении личности.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по педагогике:

Технология реализации метода проектов в 7-х классах
Концептуальное пространство проектного образования есть целостный конструкт, представляющий собой совокупность значимых идей и парадигм, создающих художественно-теоретическую среду для решения задачи формирования проектной культуры. Составляющими проектного образования выступают: художественные иде ...

Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса как элемент системы зачетных единиц
Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса является неотъемлемым элементом системы зачетных единиц и предусматривает освобождение студента от необходимости иметь общие семестровый учебный план и расписание с другими студентами, объединенными вместе с ним в учебную группу (поток). П ...

Условия формирования познавательного интереса
Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся: Первое условие состоит в том чтобы, осуществлять максимальную опору на ак ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru