Жизнь и педагогическая практика Н. К. Крупской

Страница 1

Н. К. Крупская (1869—1939), жена и соратник В. И. Ленина, крупный государственный и партийный деятель, была выдающимся теоретиком педагогики и организатором культурного строительства в СССР. Еще в отрочестве мечтала стать учительницей. Этому способствовало ее знакомство с сельской учительниц революционеркой А. Т. Яворской, возбудившей у Надежды Константиновны интерес к сельскому учительству и школе.

Осенью 1889 г. Н. К. Крупская поступила на математическое отделение только что открытых Высших женских курсов в Петербурге, где познакомилась с революционно настроенными студентами. Затем она стала активным участником студенческого марксистского кружка, и это определило направление всей ее дальнейшей деятельности. Н. К. Крупская решила оставить курсы, чтобы более углубленно изучать марксизм и установить непосредственные связи с рабочими. В 1891 г. она поступила учительницей в вечерне-воскресную школу, расположенную на окраине Петербурга, за Невской заставой. В течение пяти лет наряду с преподаванием она занималась в "этой школе активной политической деятельностью. Некоторые ее ученики: И. В. Бабушкин, Грибакин, братья Бодровы — посещали марксистский кружок, которым руководил В. И. Ленин, приехавший в Петербург в конце 1893 г.

За деятельное участие в созданном В. И. Лениным “Союзе борьбы за освобождение рабочего класса Н. К. Крупская в августе 1896 г. была арестована. Пробыв семь месяцев в тюрьме, она добилась разрешения отбывать ссылку в селе Шушенском Енисейской губернии, где уже находился высланный туда ранее Владимир Ильич. В Шушенском, куда Н. К. Крупская прибыла со своей матерью весной 1898 г., она стала женой В. И. Ленина. “С тех пор,— писала Надежда Константиновна,— моя жизнь шла следом за. его жизнью, я помогала ему в работе чем и как могла

По совету В. И. Ленина, который считал очень важным осветить в нелегальной печати вопрос о привлечении трудящихся женщин к участию в рабочем движении, Н. К. Крупская написала в ссылке брошюру “Женщина-работница”. В этом ее первом литературно-публицистическом произведении специальная глава посвящена воспитанию и обучению детей рабочих и крестьян, причем проблема эта рассматривается в тесной связи с социальными проблемами. Убедительно показав, что работницы и крестьянки — все трудящиеся женщины фактически лишены возможности разумно воспитывать своих детей, Н. К. Крупская. обосновала необходимость организации общественного воспитания детей, начиная с дошкольного возраста.

В 1901 г., по окончании срока ссылки, Н. К. Крупская уехала за границу, где помогала В. И. Ленину в партийной работе, в издании газеты «Искра» и ее распространении. Она продолжала изучать русскую и зарубежную педагогическую литературу, непосредственно знакомилась с работой немецких, швейцарских, французских школ и детских садов.

В эмиграции Н. К. Крупская написала свыше тридцати статей, которые публиковались в русских педагогических журналах и легальной партийной печати В них она разоблачала классовую сущность буржуазно-помещичьей школы в России, подвергала резкой критике царскую политику в области народного образования и убедительно доказывала, что подлинно свободная школа, которая даст детям трудящихся всестороннее развитие и научное образование, может быть создана рабочим классом только после завоевания им власти. Осуждая эксплуатацию детского труда, она вместе с тем подчеркивала, что он при целесообразном его применении может послужить “могучим рычагом духовного развития подрастающего поколения”.

Тем временем в России обострялись социально-экономические и политические противоречия, росло классовое сознание руководимого партией большевиков пролетариата. В стране назревала революция. “Надо было,— по словам Н. К. Крупской,— готовиться к моменту, когда власть перейдет в руки рабочего класса, надо было подготовлять фронт просвещения. Работа эта стала неотложной; когда разразилась война, надо было браться за работу вплотную . В 1915 г. Надежда Константиновна по совету В. И. Ленина написала брошюру “Народное. образование и демократия”. В ней она с марксистской точки зрения осветила прогрессивные взгляды Руссо, Песталоцци, Оуэна и деятелей французской буржуазной революции; впервые изложила учение К. Маркса и Ф. Энгельса о воспитании и образовании, в частности их мысли о политехническом обучении; подвергла глубокой критике западноевропейскую школу и педагогику эпохи империализма.

Работа Надежды Константиновны, одобренная В. И. Лениным и направленная им в 1916 г. А. М. Горькому, с просьбой издать ее в России, увидела свет уже после Февральской революции 1917 г. В первые послеоктябрьские годы она оказала большую помощь деятелям просвещения в строительстве советской школы и в развитии марксистской педагогики.

Страницы: 1 2

Информация по педагогике:

Формы организации обучения дошкольников родному языку в дошкольном учреждении
Обучение родному языку в дошкольных учреждениях осуществляется в двух формах: в повседневной жизни и на специально организованных занятиях. В повседневной жизни обеспечиваются условия для максимальной реализации потребности ребенка в речевом общении с взрослыми и сверстниками. Здесь можно отметить ...

Объяснительно-иллюстративное обучение
Сообщающее или объяснительно-иллюстративное обучение характеризуется, прежде всего, тем, что учитель излагает знания в обработанном, «готовом» виде, ученики воспринимают и воспроизводят его. Это обучение как путь формирования знаний, несомненно, обладает достоинствами: подача и усвоение знаний осущ ...

Религиозные принципы
В Дагестане существовала народная система образования и воспитания, которая носила исламский религиозный характер, гибко, с учетом сложившихся народных обычаев, адаптировалась в каждом селе. Распространением грамотности среди народа занималась мечеть. Религиозное образование ставилось превыше всего ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru