Особенности межличностного взаимодействия соматически больных детей

Образование и педагогика » Анализ проблем, связанных с особенностями часто болеющих детей дошкольного возраста » Особенности межличностного взаимодействия соматически больных детей

Страница 1

Особенности межличностного взаимодействия и деятельности соматически больных детей:

круг общения ребенка ограничен до минимума;

присутствует объективная зависимость от взрослых (родителей, педагогов), стремление получить от них помощь;

преобладают симбиотический, симбиотически-авторитарный, привязывающе-подавляющий стили родительского отношения к ребенку;

родители фиксируют внимание ребенка на болезненных проявлениях, вводя различные запреты и ограничения;

ограничена игровая деятельности (ее возможности и проявления) и как следствие двигательная потребность ребенка;

психологическая структура семьи с больным ребенком имеет следующий вид: активная, доминантная мама с "привязанным" к ней ребенком и отгороженный от них отец.

В представлениях ребенка обнаружено устойчивое изменение ценностных позиций членов семьи. Так, если у здоровых детей, как правило, значимость членов семьи выстраивается в следующей позиции: ребенок-мать-отец, то у часто болеющих детей эта схема имеет следующий вид: отец-мать-ребенок, где отец "перемещается" в сферу фантазий и идеальных представлений, наделяется особыми положительными качествами и вызывает преимущественно положительные эмоции. При решении проблемных ситуаций часто болеющие дети преимущественно выбирают отца, да и болезнь иногда сближает отца и ребенка. Болезнь также может заострять изначальную дефицитность психологического участия отца в воспитании ребенка: трудности эмоционального контакта с женой и ребенком, неумение создать совместный досуг семьи, несформированность чувства ответственности за нее.

"Вытеснение" отца из психологической жизни ребенка может иметь несколько причин. Это, прежде всего традиционное культурно обусловленное перераспределение функциональных обязанностей в семье в ситуации болезни ребенка, когда социально заданная тотальная ответственность за все происходящее с больным ребенком приводит к экспансии этой ответственности на все жизненное пространство семьи и отец оттесняется от своих ролевых форм влияния на ребенка. В ситуации болезни отец - наблюдатель, а не деятель. Обычна позиция для сообщества мать-ребенок: "Уходи, не мешай, мы лечимся";

образовательный уровень родителей больных детей часто высокий. Это позволяет предположить наличие в семьях часто болеющих детей повышенных требований к организации быта и качеству окружающей материально-вещной среды, насыщенному проведению досуга, обогащению и развитию духовного мира ребенка. Кроме этого, родители четко осознают свою ответственность за воспитание детей, за достойную организацию семейной и общественной жизни. Родители склонны к анализу своей воспитательной деятельности и повышению педагогической культуры. Проявляют повышенную заинтересованность социальным и физическим развитием детей.

Внутрисемейная атмосфера характеризуется позитивным эмоциональным и интеллектуальным микроклиматом. Но при таких благоприятных для развития ребенка потенциальных возможностях их родителей, в семьях в целом присутствует неудовлетворенность семейной жизнью;

в семьях часто болеющих детей не соблюдаются режимы питания, сна, физической активности и нет серьезного отношения к здоровью. Все это означает, что ситуация в семейной микросреде во многом определяется и зависит от субъективной позиции родителей, их активности и желании совместно использовать имеющийся образовательный и культурный потенциал на благо ребенка.

В целом, анализ микросоциальной среды развития часто болеющих детей младшего дошкольного возраста в сравнении со здоровыми сверстниками показывает, что больные дети являются "принятыми" в среде своих сверстников. При этом во взаимоотношениях со сверстниками часто болеющие дети неконфликтны, не проявляют лидерских качеств, не являются членами устойчивых детских объединений.

Анализ микросоциальной среды развития часто болеющих детей среднего дошкольного возраста показывает, что развитие психических функций, таких как мышление, память, внимание происходит в соответствии с возрастными закономерностями. Дети являются "принятыми" в среде своих сверстников. При этом во взаимоотношениях со сверстниками часто болеющие дети неконфликтны, не проявляют лидерских качеств, не являются членами устойчивых детских объединений.

Образовательный уровень родителей высокий. Внутрисемейная атмосфера характеризуется позитивным эмоциональным и интеллектуальным микроклиматом, удовлетворенностью семейной жизнью.

Микросоциальная среда часто болеющих детей старшего дошкольного возраста характеризуется следующими особенностями. Дети являются "принятыми" в среде своих сверстников. Внутрисемейная атмосфера характеризуется сниженным эмоциональным микроклиматом.

На основании данных литературы по изучению психологических особенностей часто болеющих детей, можно сделать следующие выводы:

для этих детей характерно занижение уровня самооценки и повышенный уровень тревожности;

Страницы: 1 2

Информация по педагогике:

Симптоматика дисграфий
Основными симптомами дисграфии являются специфические (т.е. не связанные с применением орфографических правил) ошибки, которые носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребенка или с нерегулярностью его школьного обучения. Мы ...

Опоры, используемые при обучении монологическому высказыванию
Опора - это, модель программы высказывания, в которой должна быть заложена возможность вариативного использования средств ее выражения на основе осознания способов выполнения речевых действий по порождению высказывания. Назначение опор одно - непосредственно или опосредованно помочь порождению рече ...

Методика обучения грамматике и морфемике
Задание 1. Составьте библиографический список по теме «Трудные вопросы изучения частей речи в начальных классах» Задание 2. Путем выписки цитат из книги Л.П.Федоренко «Закономерности усвоения родной речи» перечислите закономерности изучения родной речи, принципы обучения русскому языку, основные пр ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru