Морально – ценностный подход к проблеме отношения детей к окружающей среде

Образование и педагогика » Формирование экологических знаний у старших дошкольников на основе моделирования » Морально – ценностный подход к проблеме отношения детей к окружающей среде

Страница 2

Эмоционально-ценностное отношение к природе как составляющая экологической культуры личности формируется в процессе социального развития ребенка, и является, собственно, усвоением социально-исторического опыта в процессе активного взаимодействия с природой, которая способствует формированию личностного опыта. Морально-ценностное отношение к природе предусматривает целеустремленное развитие моральных чувств, формирование морального сознания и овладение навыками и привычками морального поведения. Моральные чувства – обязательная составляющая морально-ценностного отношения, которая проявляется в виде переживания ребенком разных аспектов взаимодействия с другими людьми, объектами и явлениями окружающей среды, гуманного отношения к себе и окружающей среде. Моральными чувствами являются сочувствие, сопереживание, жалость, страх за других. Если у ребенка сформированы начала моральных чувств, то он будет понимать другого, а следовательно, будет жалеть, будет сочувствовать и, главное будет пытаться помочь, защитить. Природа является носителем эстетического благодаря своим цветам, звукам, формам, запахам, движениям. Дети дошкольного возраста за своими психологическими особенностями эмоционально чувствительны к яркому, необычному, выразительному. Поэтому открываются широкие возможности для воспитания у дошкольников морально-эстетичного отношения к природе. Воспитательный процесс должен быть сбалансирован так, чтобы дети, любуясь красотой природы, проникались судьбой красивого. Образцом является педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского, который писал, что «любоваться красотой – это лишь первые побеги доброго чувства, которое нужно развивать, превращая в активное влечение к деятельности». Василий Александрович стремился наполнить жизнь детей, эмоционально-эстетичным содержанием, приобщить их к миру прекрасного. Своей практической деятельностью он убедительно доказал, что « добрые чувства своим корнем уходят в детство, а человечность, доброта, достоинство, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира». В.А. Сухомлинский указывал: «Жизнь убедила меня в том, что когда ребёнок вырастит розу, чтобы любоваться её красой, когда единственной наградой за труд является наслаждение красой и создание этой красы для счастья и радости другого человека, - он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность» . Педагогическим ключом, который поможет решить проблемы морального воспитания, В.А. Сухомлинский считал обучение ребенка делать добро.

Дети дошкольного возраста, учитывая их психологические особенности, а также упущения в воспитании, часто требуют от взрослых некоторой покладистости относительно себя, не задумываясь о последствиях для живых существ окружающей среды. Поэтому детям необходимо объяснить, что растения и маленькие животные беззащитны, а они, то есть дети, более сильные. При этом внимание малышей нужно акцентировать не на их преимуществе, а пытаться вызывать сочувствие, стремление защищать растения и животных. Осознание ребенком своей позиции возвеличивает его в собственных глазах, он сильнее и более умнее других существ, поэтому должен заботиться о них.

Детям необходимо на примерах показать, что растения беззащитны – не издают звуки, не двигаются, не защищаются. Поврежденное или сломанное растение не может развиваться, как здоровое, его рост прекращается. К сожалению таких случаев много: сломаны ветки на дереве, повреждена кора, куча мусора в лесу и тому подобное. Следует направлять внимание детей на изменения, которые состоялись с тем или другим растением, а также выяснить их причины.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по педагогике:

Изучение понятия «ценность» в теории физкультурного образования
На рубеже второго тысячелетия для развития теории физической культуры и ее специфического направления – теории физкультурного образования – возникла необходимость создания новой методологической базы, основанной на разработке ценностно-гуманистических, интегративных аспектов физкультурной деятельно ...

Организация и методика проведения опытно-экспериментальной работы
Для определения эффективности предложенной технологии нами был использован педагогический эксперимент. Данный метод исследования в нашей работе является основным, поскольку его применение позволяет сделать вывод о целесообразности использования разработанной нами технологии метода проектов в учебно ...

Методика диагностики межличностных отношений
Так как для наблюдения нами были выбраны демократический и авторитарный стили взаимодействия, то методика диагностики межличностных отношений была использована только для классов, где воспитатели имеют такие стили педагогического общения. Цель исследования: определить статус ребенка в группе детско ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru