Под качеством образования понимается «степень удовлетворения ожиданий» различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждениям образовательных услуг» или «степень достижения поставленных в образовании целей и задач».
Для учителя биологии качество образовательного процесса определяется как нормативный уровень, которому должен соответствовать продукт учебно-воспитательного процесса, в котором воплощается социальный заказ общества. В условиях перехода на новую философию образования – личностную – под качеством образования так же понимается и социальное развитие ученика (взаимодействие его со всеми аспектами социального окружения). Поэтому возникает новая задача перед школьной практикой поиска обоснованной системы оценки качества образовательной подготовки учащихся.
Основным критерием качества образовательного процесса является результат, показателями которого являются знания и умения.
Сделав контент-анализ первоисточников по данной проблеме (Т. Давыденко, Л. Зорина, И. Лернер, В Полонский, И. Ильясов, Д. Эльконин, В. Талызина и др.), можно утверждать, что под знанием понимается результат духовной и практической деятельности людей, выраженной в системе фактов, представлений, понятий, правил, законов, теорий.
Цели разрабатываемых уроков биологии:
– установление связей понятий систематики (вид, род, класс) с морфологическими понятиями (корневая система, лист и др.);
– овладение умением описывать растения;
– овладение умением вести диалог по обсуждаемым вопросам;
– междисциплинарный перенос знаний;
– формирование эмоционального отношения к живой природе, способствующего осознанию влияния человека на природу.
Вышеизложенное определило актуальность выбранной темы.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью учитывать многие индивидуальные особенности личности в учебном процессе и ограниченной возможностью реализации этой необходимости в массовой школе из-за недостаточной разработки педагогического и методического инструментария.
Объект исследования – процесс морфологического анализа растений.
Предмет исследования – формирование учебной деятельности в процессе изучения морфологических особенностей ампельных растений в школьном курсе биологии.
Целью данной работы является выявление педагогических условий формирования знаний по морфологии ампельных растений на уроке биологии.
Реализация этой цели возможна при последовательном решении следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения морфобиологических особенностей ампельных растений.
2. Определить понятие, сущность, цели, задачи, основные принципы морфологии растений.
3. Исследовать морфологические характеристики растений и разработать схему морфологического описания.
4. Провести сравнительный анализ ампельных растений по основным морфобиологическим признакам.
5. Разработать методику изучения особенностей ампельных растений в школьном курсе биологии.
Для успешного решения поставленных задач использованы следующие теоретические методы исследования:
1. Сравнительный метод;
2. Исторический метод;
3. Системный метод.
Информация по педагогике:
Познавательный интерес, стадии его развития
Познавательный интерес - это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Лишь тогда, когда та или иная область науки, тот или иной учебный пре ...
Система упражнений в организации
обучения чтению текстов лингвострановедческого содержания и этапы работы с ними
В методике преподавания иностранного языка получила распространение идея обучения иноязычной культуре на основе концепции диалога культур. Авторский коллектив под руководством В.ГТ. Кузовлева предпринял попытку создать УМК, который через систему познавательных, учебных, развивающих и воспитательных ...
Общие требования к компьютерным обучающим программам
На сегодняшний день мы стали свидетелями появления огромного количества обучающих программ психологически и дидактически отстраненных от предмета обучения. Поэтому разработка дидактических требований к компьютерным обучающим программам продолжает являться одной из наиболее актуальных проблем компью ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.