Личностно-ориентированное обучение учащихся 8-9 классов основам пользовательского интерфейса с использованием свободного программного обеспечения

Образование и педагогика » Личностно-ориентированное обучение учащихся 8-9 классов основам пользовательского интерфейса с использованием свободного программного обеспечения

Термин "личностно-ориентированное обучение" прочно вошёл в лексикон современного учителя. В педагогической науке личностно-ориентированное образование активно разрабатывается на основе существующих традиций в отечественной и зарубежной педагогике и психологии. Вопросами личностно-ориентированного обучения занимались такие известные исследователи, как Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, Е.П. Ильин, И.С. Якиманская, Е.Л. Яковлева и др.

В обучении учёт индивидуальности означает раскрытие возможности максимального развития каждого ученика, исходя из признания уникальности и неповторимости психологических особенностей ученика. Но чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить образовательный процесс.

В настоящее время в школах происходит активное освоение современных информационных технологий и программных средств. Они относятся к тем нововведениям, которые обеспечивают новое качество, доступность и мобильность образования. Среди средств, доступных современной школе особо следует выделить свободно распространяемое программное обеспечение (СПО). Оно давно и довольно успешно используется в учебных заведениях всего мира — преподавателями и учащимися, техническими специалистами и учёными, администраторами и рядовыми сотрудниками.

Нельзя забывать, что система образования должна соответствовать потребностям и тенденциям развития общества. В связи с быстрым темпом развития информационно-коммуникационных технологий вся деятельность людей в большой степени зависит от их информированности, способности эффективно использовать информацию. Для свободной ориентации в информационном обществе современный человек должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютера, телекоммуникаций и других средств связи. Если говорить об обучении информатике в рамках традиционной системы обучения, то, в основном, она строилась на передаче учащимся конкретных знаний с тем, чтобы они могли их непосредственно использовать в дальнейшей практической работе. Однако опыт показывает, что в условиях интенсивного технологического развития при таком подходе к образованию возникают трудности, так как конкретные технические знания быстро устаревают и важнейшими навыками для эффективной деятельности становятся умение адаптировать и пополнять имеющиеся знания для конкретных задач, умение принимать решения и планировать свою деятельность и т. п.

Меморандум Европейской Комиссии о непрерывном обучении подчёркивает важность таких социальных умений, как умение действовать уверенно, умение направлять собственные действия на достижение нужных результатов и умение принимать рискованные решения, а также таких когнитивных навыков, как способность учиться, приспосабливаться к изменяющемуся окружению, быстро воспринимать необходимые новые навыки и находить нужную информацию в широком информационном потоке, обрушивающемся на каждого включённого в общественную жизнь человека. Признание этих принципов непрерывного образования побуждает к активному переходу к личностно-ориентированной образовательной среде, направленной не столько на передачу обучающимся некоторого объёма информации, сколько на воспитание самостоятельно целеполагающего, самообучающегося индивида, способного к эффективному взаимодействию с постоянно меняющимся окружением, а значит, индивида, который умеет учиться. В такой системе образовательное пространство открыто для учащихся, становится возможным обсуждение средств и методов достижения индивидуальных целей. Одной из важнейших характеристик такого образования является самостоятельное принятие учащимися решений и ответственности за них. Именно поэтому важно построение личностно-ориентированного образовательного процесса на уроках информатики, за счёт использование свободного программного обеспечения.

Актуальность данной работы заключается в разрешении противоречия между возможностями использования свободного программного обеспечения для организации личностно-ориентированной деятельности учащихся и недостаточной разработанностью данного вопроса в методике обучения информатике в 8-9 классах средней школы.

Объектом исследования является личностно-ориентированный процесс обучения информатике в основной школе.

Предметом исследования является использование свободно-распространяемого программного обеспечения для личностно-ориентированного обучения учащихся 8-9 классов основам пользовательского интерфейса

Цель исследования – разработать систему практических работ с использованием ОС GNU/Linux для изучения учащимися основной школы темы "Основы пользовательского интерфейса" в контексте личностно-ориентированного обучения.

Гипотеза исследования заключается в том, что если при обучении информатике учеников основной школы будет применяться свободное программное обеспечение, в частности операционная система GNU/Linux, то становиться возможным более эффективное решение таких задач личностно ориентированного обучения, как повышение мотивации учащихся, влияние на их профессиональные намерения, развитие мышления, создание условия для самореализации учеников в процессе обучения, а также повышается адаптация учащихся к пользовательским интерфейсам различных систем.

Задачи исследования:

провести анализ психолого-педагогической, научно-методической, технической и учебной литературы;

выделить особенности личностно-ориентированного урока информатики в основной школе, сформулировать требования, предъявляемые к разработкам дидактического материала для личностно-ориентированного урока;

провести анализ пользовательского интерфейса операционной системы GNU/Linux;

создать систему практических работ для изучения темы "Основы пользовательского интерфейса";

осуществить опытно-экспериментальную проверку выдвинутой гипотезы.

Научное исследование проводилось при помощи следующих методов: наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, самодиагностика, самооценка, апробация практической работы.

Практическая значимость данного исследования заключается в разработке системы задач и урока по теме "Основы пользовательского интерфейса" с использованием свободной операционной системы GNU/Linux.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в проведении сравнительного анализа раскрытия темы пользовательского интерфейса в учебной литературе, а так же, разработке содержания обучения основам пользовательского интерфейса учащихся 8-9 классов.

В первой главе данной работы рассматриваются особенности личностно-ориентированного урока, сформулированы требования к дидактическим материалам, выделены психолого-педагогические особенности учащихся 8-9 классов, рассмотрено использование информационно-коммуникационных технологий в личностно-ориентированном обучении.

Во второй главе было рассмотрено изучение темы "Основы пользовательского интерфейса" на личностно-ориентированном уроке информатики и использование свободно распространяемой операционной системы GNU/Linux для организации практической деятельности учащихся, так же разработаны система задач, тематическое планирование и конспект урока, посвященные изучению основ пользовательского интерфейса, произведен отбор целей и содержания обучения.

Апробация данной работы проходила в 8 классе ГОУ СОШ №812

Информация по педагогике:

Понятие и сущность здорового образа жизни
Под образом жизни большинством людей понимается устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экологических условиях способ жизнедеятельности человека, проявляющийся в нормах общения, поведения, складе мышления. По мнению Э.Н.Вайнера, понятие образа жизни следовало бы определить как способ жиз ...

Критерии интеграции ребёнка с особенностями развития ребёнка в группу сверстников
Для определения возможности и успешности интегрированного обучения детей с различными нарушениями, важным является разработка и обоснование критериев (медицинских, психологических, педагогических, социальных) в соответствии с которыми ребенок может быть интегрирован в среду нормально развивающихся. ...

Теоретические концепции социально-педагогического менеджмента
Научными источниками и основными составными частями менеджмента в социальной сфере являются социология и теория менеджмента. Несмотря на то, что само управление старо как мир, идея управления как научной дисциплины, области исследования, профессии относительно нова. Управление было признано самосто ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru