Психологические основы дифференцированного обучения

Образование и педагогика » Психологические основы дифференцированного обучения

Требование учитывать индивидуальные особенности ребёнка в процессе обучения – очень давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга. И в современной педагогической теории это требование, безусловно, находит своё отражение. Однако, несмотря на очевидность утверждений о важности учёта индивидуальных особенностей учащихся, необходимо всё-таки обратиться к её обоснованию.

Необходимость разделения детей на группы и объединение их в эти группы по каким-либо схожим признакам объясняется специфическими целями, которые преследует учёт индивидуальных особенностей. В первую очередь следует отметить, что необходим учет индивидуальных различий тех качеств учащихся, от которых зависит результат учения, поскольку зачастую эти различия могут быть довольно большими. Следовательно, его специфическая обучающая цель – усовершенствование знаний, умений и навыков учащихся, содействие реализации учебных программ повышения уровня знаний, умений и навыков каждого учащегося в отдельности и таким образом уменьшение его относительного отставания. Развивающая цель – формирование и развитие логического мышления, креативности и умений учебного труда учащегося. Кроме того, "разделение" детей на группы с учётом индивидуальных различий создаёт предпосылки для развития интересов и способностей ребёнка. Таким образом, его роль в школьном обучении трудно переоценить.

Требование учёта индивидуальных особенностей ребёнка находит своё отражение в индивидуализации и дифференциации обучения. Однако в отечественной педагогике исследования в области учёта индивидуальных особенностей учащихся ограничиваются в основном лишь внутриклассной индивидуализацией учебной работы. Проблема же дифференциации долгое время вообще не подвергалась комплексному изучению, дифференциация учебной работы стала объектом исследования не так давно. Тем не менее, несмотря на сравнительно недолгое существование, и в вопросах дифференциации уже существует немало проблем.

Одной из важных проблем, возникающих при организации дифференцированного обучения, является проблема определения возраста учащихся, в котором целесообразно проводить как внешнюю, так и внутреннюю дифференциацию. Для решения названной проблемы следует определить специфические черты личности, являющиеся основанием для дифференциации, и степень их развития в том или ином возрасте. При этом следует учитывать, что в основе дифференцированного обучения лежит, прежде всего, учёт таких психологических особенностей учащихся, которые влияют на их учебную деятельность и от которых зависят результаты обучения. Вообще, таких особенностей много: специфика всех познавательных процессов и памяти, свойства нервной системы, черты характера, темперамент, способности, одарённость, состояние здоровья и т.п. Понятно, что все их учесть крайне сложно, поэтому необходимо выделить те, которые подлежат учёту в первую очередь.

Таким образом, основная цель данной работы – выделить и изучить основные психологические факторы, влияющие на дифференциацию обучения, проанализировать, насколько сильно те или иные особенности могут повлиять на учебную деятельность (и стать основанием для внешней или внутренней дифференциации) и какие из них играют бόльшую роль в каждом конкретном возрастном периоде. Для достижения данной цели необходимо, прежде всего, определить само понятие дифференциации, и далее следует выделить из множества подходов разных авторов, описывающих психологические факторы, влияющие на дифференциацию, один и рассмотреть в рамках этого подхода основные психологические критерии дифференцированного обучения.

Информация по педагогике:

Каковы основные моменты в изучении звуков
При освоении детьми устной и письменной речи косвенный путь учения доминирует над прямыми путями. Основной способ усвоения - самостоятельная речевая деятельность ребенка в вариантных условиях и анализ соответствия речевых средств конкретной ситуации. На дальнейших этапах обучения не столько увеличи ...

Старшеклассники, не прошедшие итоговых экзаменов, смогут остаться на второй год
Министерство образования и науки (Минобрнауки) намерено предоставить школьникам, получившим на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, возможность остаться на повторное обучение. Как сообщили в пресс-службе ведомства, министерство разработало соответствующий проект ведо ...

Исследование особенностей письменной речи
Этот раздел направлен на проверку письменной речи. Он состоит из трех серий, которые несколько отличаются при предъявлении учащимся 1-х классов и 2—3-х классов. Первая серия Исследует предпосылки письменной речи. Она включает пробы на языковый и звукобуквенный анализ, требующие определить количеств ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru