Психологические основы дифференцированного обучения

Образование и педагогика » Психологические основы дифференцированного обучения

Требование учитывать индивидуальные особенности ребёнка в процессе обучения – очень давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга. И в современной педагогической теории это требование, безусловно, находит своё отражение. Однако, несмотря на очевидность утверждений о важности учёта индивидуальных особенностей учащихся, необходимо всё-таки обратиться к её обоснованию.

Необходимость разделения детей на группы и объединение их в эти группы по каким-либо схожим признакам объясняется специфическими целями, которые преследует учёт индивидуальных особенностей. В первую очередь следует отметить, что необходим учет индивидуальных различий тех качеств учащихся, от которых зависит результат учения, поскольку зачастую эти различия могут быть довольно большими. Следовательно, его специфическая обучающая цель – усовершенствование знаний, умений и навыков учащихся, содействие реализации учебных программ повышения уровня знаний, умений и навыков каждого учащегося в отдельности и таким образом уменьшение его относительного отставания. Развивающая цель – формирование и развитие логического мышления, креативности и умений учебного труда учащегося. Кроме того, "разделение" детей на группы с учётом индивидуальных различий создаёт предпосылки для развития интересов и способностей ребёнка. Таким образом, его роль в школьном обучении трудно переоценить.

Требование учёта индивидуальных особенностей ребёнка находит своё отражение в индивидуализации и дифференциации обучения. Однако в отечественной педагогике исследования в области учёта индивидуальных особенностей учащихся ограничиваются в основном лишь внутриклассной индивидуализацией учебной работы. Проблема же дифференциации долгое время вообще не подвергалась комплексному изучению, дифференциация учебной работы стала объектом исследования не так давно. Тем не менее, несмотря на сравнительно недолгое существование, и в вопросах дифференциации уже существует немало проблем.

Одной из важных проблем, возникающих при организации дифференцированного обучения, является проблема определения возраста учащихся, в котором целесообразно проводить как внешнюю, так и внутреннюю дифференциацию. Для решения названной проблемы следует определить специфические черты личности, являющиеся основанием для дифференциации, и степень их развития в том или ином возрасте. При этом следует учитывать, что в основе дифференцированного обучения лежит, прежде всего, учёт таких психологических особенностей учащихся, которые влияют на их учебную деятельность и от которых зависят результаты обучения. Вообще, таких особенностей много: специфика всех познавательных процессов и памяти, свойства нервной системы, черты характера, темперамент, способности, одарённость, состояние здоровья и т.п. Понятно, что все их учесть крайне сложно, поэтому необходимо выделить те, которые подлежат учёту в первую очередь.

Таким образом, основная цель данной работы – выделить и изучить основные психологические факторы, влияющие на дифференциацию обучения, проанализировать, насколько сильно те или иные особенности могут повлиять на учебную деятельность (и стать основанием для внешней или внутренней дифференциации) и какие из них играют бόльшую роль в каждом конкретном возрастном периоде. Для достижения данной цели необходимо, прежде всего, определить само понятие дифференциации, и далее следует выделить из множества подходов разных авторов, описывающих психологические факторы, влияющие на дифференциацию, один и рассмотреть в рамках этого подхода основные психологические критерии дифференцированного обучения.

Информация по педагогике:

Диагностика уровня сформированности познавательных способностей младших школьников
Для изучения познавательных способностей детей младшего школьного возраста на базе МАОУ СОШ №12 города Ишима Тюменской области был проведен эксперимент. В эксперименте приняли участие учащиеся 3 «А» и 3 «Б» классов в количестве 22 человека. 3 «А» составил экспериментальную группу, 3 «Б» контрольную ...

Производство и потребление ванадия
Применение ванадия началось в производстве цветного стекла, красок и керамики. Изделия из фарфора и продукцию гончарных мастеров с помощью соединений ванадия покрывали золотистой глазурью, а стекло окрашивали солями ванадия в голубой или зеленый цвет. Реакция Зинина (1842) открыла новые возможности ...

Основные приемы коррекции представлений умственно отсталых детей об окружающем мире
Одним из важнейших направле­ний коррекционно-развивающей ра­боты психолога является формирова­ние представлений об окружающем мире. Их недостатки у детей с нару­шениями интеллектуального разви­тия общеизвестны. Улучшение ка­чества таких представлений — одна из предпосылок успешной социали­зации. Пр ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru