Уровень развития способностей как один из основных критериев дифференциации

Образование и педагогика » Психологические основы дифференцированного обучения » Уровень развития способностей как один из основных критериев дифференциации

Страница 1

Наиболее значимым для успешной организации обучения является такое свойство учащихся, как способности, в частности уровень умственного развития учащегося. У большинства авторов это понятие охватывает как предпосылки к учению (обучаемость), так и приобретённые знания (обученность).

Способностями вообще, по определению Н.С. Лейтеса, называют "такие психические свойства личности, которые являются условием успешного выполнения определённых видов деятельности". Сразу отметим, что разные люди обладают неодинаковыми способностями. В психологической науке существуют две полярные точки зрения на происхождение способностей, однако в настоящее время доминирует точка зрения, в соответствии с которой способности не даются в готовом виде природой, а существуют лишь определённые природные предпосылки в их развитии. "Природные особенности являются одним из внутренних условий формирования способностей, но это ещё не способности, а их анатомо-физиологические предпосылки. Необходимо их учитывать, создавать оптимальные условия для их развития". Задача обучения заключается в том, чтобы развить способности каждого ученика.

Итак, обучаемость, или способность к учению, представляет собой понятие, характеризующее умственные способности учащегося, т.е. "способность достигать в более короткий срок более высокого уровня усвоения". Примерно в том же значении использует В.А. Крутецкий понятие "способность к изучению". З.И. Калмыкова под обучаемостью понимает "систему интеллектуальных свойств личности, формирующихся качеств ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности".

Уровень и специфика обучаемости определяются рядом качеств ума. В разных исследованиях выделяются разные качества: скорость усвоения, гибкость мышления, связь конкретных и отвлечённых компонентов; глубина ума, гибкость ума, устойчивость ума, осознанность мыслительной деятельности, самостоятельность ума, экономичность мышления. На обучаемость влияют и особенности психики учащихся: внимание, память, черты характера и др. Так же выделяют такие критерии определения способности к учению как скорость усвоения, гибкость процесса мышления и связь конкретных и отвлечённых компонентов в мышлении.

Понятие обучаемости в узком смысле, учитывающем лишь специфику мышления, рассматривают как общие умственные способности, под которыми понимают комплекс способностей, требуемых для осуществления учащимися учебной деятельности. Сюда относятся способность запоминать материал, способность проведения логических операций, а также способность творческого мышления. Все эти способности в психологии классифицировались и интерпретировались различно.

Кроме общих умственных способностей в учебной работе проявляются и специальные способности, определяющие успешность выполнения отдель-ных, специальных видов деятельности, и одарённость детей. Приняв за осно-ву психологическую концепцию, по которой одарённость представляет со-бой прирождённые задатки для формирования способностей, освободим се-бя от необходимости отделять сформировавшуюся или только формирую-щуюся способность от одарённости. Поэтому в данной работе мы ограни-чимся понятием "специальные способности".

Весьма спорным остаётся вопрос, что считать одним из факторов общих умственных способностей, а что – специальными способностями. В данной работе будем исходить из определения, данного Ю.А. Самариным в "Педагогической энциклопедии", по которому "способности подразделяются на три вида: 1) общие (обеспечивающие лёгкость и продуктивность умственной работы); 2) специальные (способности к музыке, математике); 3) практические (конструктивно-технические, организаторские, педагогические)".

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по педагогике:

Подбор, планирование игр по живой природе
Таблица 8 - Перспективный план по экологии Недели Вид деятельности I неделя Животный мир II неделя Дикие животные в лесу весной III неделя Домашние животные IV неделя Обобщение   Дни недели   пн вт ср чт пт сб пн вт ср чт пт сб пн вт ср чт пт сб пн вт ср чт пт сб Занятие (ИЗО, лепка) Ежик ...

Площадь криволинейной трапеции
Криволинейной называется трапеция, одна из боковых сторон которой – отрезок кривой. Нахождение площади криволинейной трапеции рассматривается в школе как одно из применений интеграла. При рассмотрении геометрического смысла интеграла [4] в 11 классе в учебнике так и говорится: «Коротко об интеграле ...

Неблагоприятные факторы, воздействующие на ребенка, связанные с детскими учреждениями
Школа, составляющая социальную среду, в которой дети находятся в течение значительной части времени, нередко создает для них психологические трудности. Для детей школа оказывается причиной четырех комплексов проблем. Первый из них связан с поступлением в школу и возникает из-за перехода от игры к т ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru