Определение понятия «самостоятельность»

Страница 2

Н. А. Лукьянова рассматривает самостоятельность как качество личности, предполагающее стремление к независимой деятельности, потребность в ней и овладение такими способами поведения, которые позволяют все это реализовать. Она приходит к выводу: когда мотивы к самостоятельной работе и способу ее выполнения на уроках труда становятся устойчивыми, можно считать, что самостоятельность приобрела статус общего качества поведения.

Ученые выделяют уровни сформированности самостоятельности, исходя, прежде всего из того, какое содержание может быть усвоено при обучении без внешней помощи. Авторы различают самостоятельность в воспроизводящей деятельности (на основе заранее заданного образца, средства, правила, формулы и т. п.) и творческую самостоятельность, когда вносятся изменения в осуществление предложенного действия (т. е. не в следовании для получения продукта по накатанным рельсам, а в самом факте нахождения некоего нового, в чем-то отличного пути). В творческой самостоятельности выделяют несколько уровней: от самых простых форм (комбинирование ранее известных по отдельности средств) до стремления к самостоятельной постановке проблем и их решению.

Самостоятельность рассматривается как качество личности, родственное активности, инициативности. Активность личности в развитой форме — это стремление и способность человека производить общественно значимые преобразования в разных видах деятельности. Высшая форма активности — инициативность, которую можно рассматривать как стремление и способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи.

Таким образом, самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Самостоятельность личности связана с активной работой мысли, чувств и воли. Эта связь двусторонняя: 1) развитие мыслительных и эмоционально-волевых процессов – необходимая предпосылка самостоятельных суждений и действий; 2)складывающиеся в ходе самостоятельной деятельности суждения и действия укрепляют и формируют способность не только принимать сознательно мотивированные действия, но и добиваться успешного выполнения принятых решений вопреки возможным трудностям.

Это качество даёт способность ориентироваться на свои личностные позиции, принимать собственные решения и реализовывать их, независимо от ситуативных внешних воздействий. (Энциклопедия. Общая и социальная психология.)

Страницы: 1 2 

Информация по педагогике:

Характеристика стилей межличностного общения. Педагогическое общение
Индивидуальное своеобразие педагога, его неповторимость определяют стилевые особенности деятельности, которые связываются с конкретными способами ее осуществления. Каждый педагог склонен максимально использовать свои индивидуальные особенности, обеспечивающие успех в деятельности, и преодолевать те ...

Система заданий краеведческого характера и их реализация на уроках по основам безопасности жизнедеятельности в 8-м классе
Целью курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 8-го класса является формирование и развитие у школьников сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими умений и навыков сохранять жизнь и здоровье в повседневно ...

Своеобразие занятий по родному языку
Занятия по развитию речи и обучению родному языку отличаются от других тем, что на них основная деятельность – речевая. Речевая деятельность связана с умственной деятельностью, с умственной активностью. Дети слушают, думают, отвечают на вопросы, задают их сами, сравнивают, делают выводы, обобщения. ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru