Показатели и критерии уровня овладения детьми исследовательской деятельностью

Страница 1

При определении показателей сформированности умений и навыков исследовательской деятельности мы пользовались работами следующих авторов: А.И. Савенков Л.Н. Прохорова

А.И. Савенков выделяет четыре блока, характеризующих исследовательское мышление:

1. Культура мышления;

2. Конвергентное мышление;

3. Дивергентное мышление;

4. Познавательная функция.

Рассмотрим умения и навыки, формирование которых предлагается А.И. Савенковым в каждом из четырех блоков:

1. Культура мышления.

– развитие умения видеть проблему.

Умение видеть проблему – интегративное свойство, характеризующее мышление человека. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Многие ученые утверждают, что увидеть и сформулировать проблему часто важнее и труднее, чем ее решать. Но, выполняя эту часть исследовательской работы с ребенком, не стоит непременно требовать ясного осознания и формулирования проблемы. Ведь даже взрослый человек ясно формулирует проблему лишь тогда, когда проблема уже решена. Поэтому вполне достаточно ее общей, приблизительной характеристики.

- формирование умения выдвигать гипотезу.

В этом процессе требуется оригинальность и гибкость мышления, его продуктивность. (Гипотеза – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений). «Выдвижение гипотез, предположений и нетрадиционных идей – важные мыслительные навыки, обеспечивающие исследовательский поиск».

- поддержка желания и умения задавать вопросы – важный компонент любого исследования.

- учить давать определения понятиям. Понятие – одна из форм логического мышления. Определить понятие – значит указать, что оно означает, выявить признаки, входящие в его содержание, это процесс придания термину смысла и значения.

Определение является одним из самых надежных способов, предохраняющих от недоразумений в исследовании, общении, споре. С точки зрения исследовательской деятельности, важно, чтобы дети овладели такими понятиями, как явления, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство и др. «Для этого надо научить ребенка переходить от конкретного предмета и отдельного факта к абстрактному общению».

- развитие образного мышления, более свойственного ребенку, как одно из средств познавательной деятельности.

- развитие умения классифицировать.

А.И. Савенков приводит слова Ж. Пиаже о том, что «тенденция структурировать опыт – базовое свойство человека». «Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы… каждая классификация предполагает, что в нее входят делимое понятие, основание (принцип) деления и члены деления».

- учить анализировать, выделять главное и второстепенное.

- обучение делать выводы.

- развитие внимание и наблюдательности.

2. Конвергентное мышление.

Конвергентное мышление – характеризуется сфокусированным на решении определенной проблемы или достижении конкретной цели объединением или синтезом информации, знаний. Его часто связывают с решение проблем, особенно имеющих достаточно простые верные решения.

Оно активизируется в задачах, имеющих единственный правильный ответ. Этому виду мышления уделяют большое внимание традиционно образовательные программы. Оно очень важно для развития умственных способностей в целом. «Этот вид мышления при всей своей внешней отдаленности оттого, что обычно называется творчеством, активно задействован в исследовательском поведении, в особенности на этапах проверки и доказательства гипотез, на этапе систематизации полученных сведений».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по педагогике:

Теоретические концепции социально-педагогического менеджмента
Научными источниками и основными составными частями менеджмента в социальной сфере являются социология и теория менеджмента. Несмотря на то, что само управление старо как мир, идея управления как научной дисциплины, области исследования, профессии относительно нова. Управление было признано самосто ...

Анализ школьных программ и учебников
Основными идеями современной концепции школьного химического образования являются идеи гуманизации и демократизации образования, согласно которым «следует преодолеть отчуждение науки и производства от человека. В процессе обучения химии необходимо раскрывать связь между химическими знаниями и повсе ...

Общие проблемы культуры речи
В последние годы вопросы речевой культуры горячо обсуждаются не только специалистами (лингвистами, методистами и преподавателями русского языка), но и широкой общественностью. Этой теме посвящаются радио- и телепередачи, статьи в газетах и журналах. Речь наших современников многими воспринимается и ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru