Чтобы оценить уровень самостоятельности и трудолюбия у младших школьников, мы провели анкетирование на базе МБОУДОД «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов) им. Двужильного» г. Кемерово. В исследовании принимали участие ученики начальных классов. В анкетировании участвовало учащихся. Вопросы и ответы (Приложение 1).
Человек живет, чтобы трудиться, и трудится, чтобы жить. Труд в этом смысле имеет самоценный характер, потому что открывает каждому дорогу к совершенствованию себя и своих способностей. И эту истину мы должны донести до своих детей. Поэтому когда мы говорим ребенку: «Сделай то-то, а за это получишь .», мы уже допускаем грубую ошибку. Можно работать с увлечением, но работа — великое увлечение само по себе; можно предлагать ребятам только «интересный» труд, но труд — это интересно само по себе.
И конечно же помнить, что особое значение при организации трудовой деятельности детей имеет обстановка взаимопонимания, взаимоуважения, стремления идти навстречу друг другу. Криком, понуканиями, принуждением можно добиться весьма немногого.
Также мы рекомендуем последовательно и неукоснительно в своем воспитательном усердии следовать некоторым основным правилам-заповедям: предоставьте ребенку самостоятельность; воспитывайте, но не контролируйте каждый шаг, не подменяйте воспитание опекой.
Люди не любят, когда кто-либо вмешивается в их дела, навязывает готовые решения, копается в мелочах их поведения. Дети — те же люди, и ничто человеческое им не чуждо. Однако дети — люди неопытные. И хотя они желают, как правило, до всего дойти сами, сделать это они могут лишь при помощи взрослых. Но при помощи тактичной, ненавязчивой, умеренной и своевременной, причем это должна быть именно помощь, а не подмена действий ребенка действиями взрослого.
Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и время от времени разбирайте с ребенком его правильные и ложные шаги на пути к цели.
При этом важно эмоциональное стимулирование: не только положительный эмоциональный фон, но и немедленное реагирование на каждое достижение ребенка. Конечно, все мы любим, когда нас хвалят. И если что-то нам удалось, то похвала для нас просто необходима — как справедливость, как воздаяние должного. Дети же особенно чувствительны к похвалам.
Не пропустите момента, когда достигнут первый успех. Никогда не ждите особого, «удобного» случая — хвалите ребенка за каждый удачный шаг. Непосредственно и незамедлительно. И последовательно. Ребенок будет чувствовать, что его достижения не остались незамеченными, что они имеют смысл для других людей. Но хвалить нужно не вообще, а конкретно. Не «ты у меня молодец», а обязательно «ты поступил хорошо, потому что .». И непременно дайте почувствовать свое настроение — в данном случае радость по поводу успеха ребенка.
Начинайте трудовое воспитание детей с самого раннего возраста, раскрывая перед ребенком удивительный мир человеческих отношений; подключайте ребенка к выполняемой вами работе по мере его сил и возможностей: совместно разделенный труд — лучшая форма обучения и передачи опыта; не злоупотребляйте, даже старайтесь избегать мотивации трудового задания наградой или угрозой наказания; не гоните детей от себя, когда вы занимаетесь какой-нибудь работой, а они пристают к вам с вопросами: «как?», «почему?»; потраченные сегодня минуты внимания к ребенку, привитие ему изначально интереса и любви к труду избавят вас от долгих часов мучений в более старшем его возрасте, когда он будет вступать в самостоятельную трудовую жизнь; не комплексуйте — доверяйте себе больше; внимательно присматривайтесь к индивидуальности вашего ребенка; постоянно заботьтесь о повышении своей педагогической и психологической эрудиции — чем шире будут ваши знания в области педагогики и психологии, тем легче вам будет применить практические рекомендации в конкретной ситуации.
Рассматривая особенности данной темы, мы убедились в значимости этого вопроса. Основные выводы состоят в том, что работу над формированием самостоятельности и трудолюбия (таких важных качеств в жизни человека) необходимо формировать с самого детства. В данной работе мы рассмотрели формирование этих качеств на примере младшего школьного возраста, где на помощь родителям приходит учитель, но нужно знать, что об этом надо позаботиться ещё в дошкольном возрасте. Ведь чем лучше развиты самостоятельность и трудолюбие, тем успешнее человек создает свое будущее, планы и успешно реализует их.
Информация по педагогике:
Логико-структурный анализ учебника математики М.И. Моро
В данном параграфе мы рассмотрим и проанализируем учебник 2 класса по математике М.И. Моро 2004 г. издания (второе полугодие). На его изучение по программе отводится 72 учебных часа включая итоговое повторение, а на изучение и закрепление табличного умножения и деления на 2 и 3 - 11 учебных часов. ...
Организация интерактивного чтения
текстов лингвострановедческого содержания
При организации обучения чтению необходимо соблюдать следующие условия: В ходе работы над текстом все языковые процессы (чтение, письмо, слушание и говорение) должны быть интегрированы. Учащиеся должны читать интересные, аутентичные тексты, эстетически приятные и соответствующие их возрасту. Тексты ...
Эстетическое воспитание в процессе обучения
О роли и значении уроков математики в воспитании правильного и дисциплинированного мышления говорилось и писалось очень много. Напротив, о влиянии математических знаний на эстетическое формирование личности учащегося не сказано почти ничего. Всегда предполагалось, что по абстрактности своего предме ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.