Возрастно-нормативные модели развития и специфика их психического проявления

Страница 1

Возрастно-нормативные модели развития:

средне-статистические

социально-культурные

индивидуально-личностные

«Для понимания жизненного цикла человека необходимы определение последовательной смены состояний развития, однонаправленности и необратимости времени жизни, т.е. топологическая характеристика этого времени. Вместе с тем следует учитывать длительность существования индивида, определяемую общей продолжительность жизни всех индивидов данного вида, – метрическую характеристику жизненного цикла и его отдельных моментов. Обе эти характеристики представлены, например, в новейшей схеме возрастной периодизации, принятой на одном из международных симпозиумов. В этой схеме период развития (слева) количественно определяется продолжительностью его существования, измеряемой первоначально днями, затем годами и десятилетиями (справа):

Новорожденные 1-10 дней

Грудной ребенок 10 дней – 1 год

Раннее детство 1-2 года

Первый период детства 3-7 лет

Второй период детства 8-12 ,, для мальчиков

8-11 ,, для девочек

Подростковый возраст 13-16 ,, для мальчиков

12-15 ,, для девочек

Юношеский 17-21 ,, для мужчин

16-20 ,, для женщин».

«В антропологии и психофизиологии, педиатрии и геронтологии чаще используются более специальные классификации периодов роста и созревания, с одной стороны, и инволюционных периодов, с другой.

В этих более частных классификациях возрастов главное внимание уделяется объективным признакам начала и завершения каждого возрастного периода, длительность которого может значительно варьировать у разных индивидов. В педиатрии, например, широко используется следующая периодизация развития: 1) внутриутробный период; 2) период новорожденности; 3) период вскармливания грудью; 4) период молочных зубов; 5) период отрочества; 6) период полового созревания».

В антропологии выделяют три основных периода развития взрослого человека, включая инволюционный: 1) возмужалый возраст (Adolescentia Virilitas), охватывающий период от 20 до 40 лет у женщин и от 25 до 45 лет у мужчин; 2) зрелость (Maturitas) – до 55 лет; 3) старость (Senium) характеризующуюся непрерывно нарастающей инволюцией и завершающуюся естественной физиологической смертью. Однако антропологическая периодизация развития взрослого человека не является общепринятой в геронтологии и психофизиологии.

В геронтологии используется периодизация Дж. Биррена, одного из наиболее крупных исследователей процессов старения человека. В предложенной им классификации возрастов указывается продолжительность каждого из периодов на основании различных научных данных.

Юность 12-17 лет

Ранняя зрелость 17-25 лет

Зрелость 25-50 лет

Поздняя зрелость 50-75 лет

Старость 75 лет

Полный жизненный цикл по Э. Эриксону

п

п/п

возраст

название его

приобретаемые

качества

деструктивные качества

1

0 - 1-1,5

младенчество

надежда (основная связь - через маму)

уход от общения

и деятельности

2

1,5 - 4

ранний возраст

воля

навязчивость, импульсивность

или соглашательство

3

4 - 6

детство (возраст игры)

целенаправленность

заторможенность

4

6 - 11

школьный

возраст

умелость, компетентность

инертность

5

11 - 20

отрочество

верность

застенчивость, негативизм

6

21 - 25

молодость

любовь

исключительность (склонность исключить кого-либо (себя) из круга интимных отношений

7

25 – 50-60

зрелость

забота

отверженность

8

свыше 60 -

старость

мудрость

презрение

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по педагогике:

H.К. Крупская о содержании образования
Крупская считала, что задачам коммунистического воспитания должно быть подчинено преподавание каждого предмета и все содержание учебно-воспитательной работы в школе. «Надо дать марксистское понятие окружающего, не говоря никаких больших слов», надо «создать программу, в которой может быть и не упот ...

Системно-деятельностный подход к обучению школьников ФГОС второго поколения
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организ ...

Теоретические концепции социально-педагогического менеджмента
Научными источниками и основными составными частями менеджмента в социальной сфере являются социология и теория менеджмента. Несмотря на то, что само управление старо как мир, идея управления как научной дисциплины, области исследования, профессии относительно нова. Управление было признано самосто ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru