Возрастно-нормативные модели развития и специфика их психического проявления

Страница 1

Возрастно-нормативные модели развития:

средне-статистические

социально-культурные

индивидуально-личностные

«Для понимания жизненного цикла человека необходимы определение последовательной смены состояний развития, однонаправленности и необратимости времени жизни, т.е. топологическая характеристика этого времени. Вместе с тем следует учитывать длительность существования индивида, определяемую общей продолжительность жизни всех индивидов данного вида, – метрическую характеристику жизненного цикла и его отдельных моментов. Обе эти характеристики представлены, например, в новейшей схеме возрастной периодизации, принятой на одном из международных симпозиумов. В этой схеме период развития (слева) количественно определяется продолжительностью его существования, измеряемой первоначально днями, затем годами и десятилетиями (справа):

Новорожденные 1-10 дней

Грудной ребенок 10 дней – 1 год

Раннее детство 1-2 года

Первый период детства 3-7 лет

Второй период детства 8-12 ,, для мальчиков

8-11 ,, для девочек

Подростковый возраст 13-16 ,, для мальчиков

12-15 ,, для девочек

Юношеский 17-21 ,, для мужчин

16-20 ,, для женщин».

«В антропологии и психофизиологии, педиатрии и геронтологии чаще используются более специальные классификации периодов роста и созревания, с одной стороны, и инволюционных периодов, с другой.

В этих более частных классификациях возрастов главное внимание уделяется объективным признакам начала и завершения каждого возрастного периода, длительность которого может значительно варьировать у разных индивидов. В педиатрии, например, широко используется следующая периодизация развития: 1) внутриутробный период; 2) период новорожденности; 3) период вскармливания грудью; 4) период молочных зубов; 5) период отрочества; 6) период полового созревания».

В антропологии выделяют три основных периода развития взрослого человека, включая инволюционный: 1) возмужалый возраст (Adolescentia Virilitas), охватывающий период от 20 до 40 лет у женщин и от 25 до 45 лет у мужчин; 2) зрелость (Maturitas) – до 55 лет; 3) старость (Senium) характеризующуюся непрерывно нарастающей инволюцией и завершающуюся естественной физиологической смертью. Однако антропологическая периодизация развития взрослого человека не является общепринятой в геронтологии и психофизиологии.

В геронтологии используется периодизация Дж. Биррена, одного из наиболее крупных исследователей процессов старения человека. В предложенной им классификации возрастов указывается продолжительность каждого из периодов на основании различных научных данных.

Юность 12-17 лет

Ранняя зрелость 17-25 лет

Зрелость 25-50 лет

Поздняя зрелость 50-75 лет

Старость 75 лет

Полный жизненный цикл по Э. Эриксону

п

п/п

возраст

название его

приобретаемые

качества

деструктивные качества

1

0 - 1-1,5

младенчество

надежда (основная связь - через маму)

уход от общения

и деятельности

2

1,5 - 4

ранний возраст

воля

навязчивость, импульсивность

или соглашательство

3

4 - 6

детство (возраст игры)

целенаправленность

заторможенность

4

6 - 11

школьный

возраст

умелость, компетентность

инертность

5

11 - 20

отрочество

верность

застенчивость, негативизм

6

21 - 25

молодость

любовь

исключительность (склонность исключить кого-либо (себя) из круга интимных отношений

7

25 – 50-60

зрелость

забота

отверженность

8

свыше 60 -

старость

мудрость

презрение

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по педагогике:

Двигательная активность, здоровье и развитие ребенка
Ранний возраст некоторые авторы называют преддошкольный. Ранний возраст – период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения. Умственное и нравственное развитие ребенка в первые три года , больше, чем когда-либо в дальнейшем, ...

Виды и формы досуговой деятельности детей младшего школьного возраста
Досуговые программы создаются как для воспитанников, обучающихся в учреждении дополнительного образования на постоянной основе, так и для детей, посещающих учреждение эпизодически или посетивших его только однажды. Досуговая программа может быть организованна как массовый детский праздник, может но ...

Структура игры. Игра как формирующий эксперимент
Цели исследования: Внедрение в традиционный учебный процесс активных методов формирования и развития социальных, образовательных и ключевых компетентностей. Выстроить образовательную траекторию школьников с учетом их вне учебного интереса. Задачи исследования: 1. Апробирование новых обучающих техно ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru