Возрастно-нормативные модели развития:
средне-статистические
социально-культурные
индивидуально-личностные
«Для понимания жизненного цикла человека необходимы определение последовательной смены состояний развития, однонаправленности и необратимости времени жизни, т.е. топологическая характеристика этого времени. Вместе с тем следует учитывать длительность существования индивида, определяемую общей продолжительность жизни всех индивидов данного вида, – метрическую характеристику жизненного цикла и его отдельных моментов. Обе эти характеристики представлены, например, в новейшей схеме возрастной периодизации, принятой на одном из международных симпозиумов. В этой схеме период развития (слева) количественно определяется продолжительностью его существования, измеряемой первоначально днями, затем годами и десятилетиями (справа):
Новорожденные 1-10 дней
Грудной ребенок 10 дней – 1 год
Раннее детство 1-2 года
Первый период детства 3-7 лет
Второй период детства 8-12 ,, для мальчиков
8-11 ,, для девочек
Подростковый возраст 13-16 ,, для мальчиков
12-15 ,, для девочек
Юношеский 17-21 ,, для мужчин
16-20 ,, для женщин».
«В антропологии и психофизиологии, педиатрии и геронтологии чаще используются более специальные классификации периодов роста и созревания, с одной стороны, и инволюционных периодов, с другой.
В этих более частных классификациях возрастов главное внимание уделяется объективным признакам начала и завершения каждого возрастного периода, длительность которого может значительно варьировать у разных индивидов. В педиатрии, например, широко используется следующая периодизация развития: 1) внутриутробный период; 2) период новорожденности; 3) период вскармливания грудью; 4) период молочных зубов; 5) период отрочества; 6) период полового созревания».
В антропологии выделяют три основных периода развития взрослого человека, включая инволюционный: 1) возмужалый возраст (Adolescentia Virilitas), охватывающий период от 20 до 40 лет у женщин и от 25 до 45 лет у мужчин; 2) зрелость (Maturitas) – до 55 лет; 3) старость (Senium) характеризующуюся непрерывно нарастающей инволюцией и завершающуюся естественной физиологической смертью. Однако антропологическая периодизация развития взрослого человека не является общепринятой в геронтологии и психофизиологии.
В геронтологии используется периодизация Дж. Биррена, одного из наиболее крупных исследователей процессов старения человека. В предложенной им классификации возрастов указывается продолжительность каждого из периодов на основании различных научных данных.
Юность 12-17 лет
Ранняя зрелость 17-25 лет
Зрелость 25-50 лет
Поздняя зрелость 50-75 лет
Старость 75 лет
Полный жизненный цикл по Э. Эриксону
|
п п/п |
возраст |
название его |
приобретаемые качества |
деструктивные качества |
|
1 |
0 - 1-1,5 |
младенчество |
надежда (основная связь - через маму) |
уход от общения и деятельности |
|
2 |
1,5 - 4 |
ранний возраст |
воля |
навязчивость, импульсивность или соглашательство |
|
3 |
4 - 6 |
детство (возраст игры) |
целенаправленность |
заторможенность |
|
4 |
6 - 11 |
школьный возраст |
умелость, компетентность |
инертность |
|
5 |
11 - 20 |
отрочество |
верность |
застенчивость, негативизм |
|
6 |
21 - 25 |
молодость |
любовь |
исключительность (склонность исключить кого-либо (себя) из круга интимных отношений |
|
7 |
25 – 50-60 |
зрелость |
забота |
отверженность |
|
8 |
свыше 60 - |
старость |
мудрость |
презрение |
Информация по педагогике:
Характеристика подвижной игры как средства физического воспитания детей
дошкольного возраста
Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Они в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. При рациональном использовании игра становится эффекти ...
Активизация учебного процесса
Учебный процесс в современной начальной школе, утверждал Дьюи, противоестествен природе ребенка, его стремлению делать и знать. Школа заставляет детей сидеть часами неподвижно и выслушивать, молчаливо впитывать сложные и непонятные факты. Следствием такого процесса обучения является нелюбовь детей ...
Амины. Аминокислоты.
Азотсодержащие гетероциклические соединения
Амины. Строение аминов. Аминогруппа. Амины как органические основания, взаимодействие с водой и кислотами. Анилин как представитель ароматических аминов. Получение анилина из нитробензола (реакция Н.Н. Зинина), практическое значение анилина. Аминокислоты. Строение аминокислот. Особенности химически ...
Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.