Урок-это основная организационная форма логически законченного, целостного, ограниченного временными рамками отрезка учебно-воспитательного процесса. В нем представлены в сложном взаимодействии все компоненты учебно-воспитательного процесса: цели, содержание, методы, формы организации деятельности обучающихся, контроль результатов обучения. Выделенные элементы учебно-воспитательного процесса лежат в основе классификации уроков, которые в зависимости от основной цели подразделяются на: урок ознакомления с основным материалом; урок закрепления изученного материала; урок проверки знаний и умений.
В практике обучения обычно применяется комбинированный урок. В рамках этого урока осуществляется и ознакомление с новым материалом и его закрепление.
Типология уроков в зависимости от формы организации деятельности обучающихся представлена на рис.1.
Урок формирования теоретических знаний
Основные характеристики урока: деятельность обучающихся жестко управляется деятельностью преподавателя на всех этапах; учебный материал как правило не известен обучающимся; в структуре урока возможно выделение четких этапов:
актуализация опорных знаний и умений;
формирование новых понятий;
применение новых знаний.
Конструирование урока данного типа осуществляется следующим образом:
Постановка цели урока
Цель урока – это результат, который преподаватель должен предвидеть в конкретных действиях учащихся. Поэтому она отражает систему изучаемых структур теоретических знаний и уровень усвоения материала.
Планирование деятельности преподавателя и обучающихся на этапе актуализации
Актуализацию знаний можно провести, выполняя следующие операции:
опрос учащихся по предыдущему материалу;
решение задач с применением опорных понятий;
постановку демонстрационного эксперимента.
Для того чтобы провести опрос, необходимо сформулировать вопросы. Для решения задач на этапе планирования необходимо подобрать условия задач или составить их. Для постановки демонстрационного эксперимента необходимо выявить явление или процесс.
Планирование формирования новых понятий и способов деятельности
Реализуя данный этап разработки урока, преподаватель обдумывает, как будет осуществляться знакомство с новым материалом и каким образом возможно обеспечение планируемого уровня сформированности знаний и умений.
Знакомство с новым материалом может осуществляться через: постановку учебной проблемы; организацию демонстрационного эксперимента; показ алгоритма решения типовых задач.
Обеспечение формирования планируемого уровня усвоения понятий может осуществляться по средствам: выдвижения гипотез; решения проблем; самостоятельного решения типовой задачи по известному алгоритму; построение схем; повторения объяснения преподавателя.
Планирование этапа применения знаний
Этот этап можно провести, выполняя следующие операции: решение практических задач; решение задач с межпредметным содержанием; опрос обучающихся.
На данном этапе преподаватель подбирает необходимые задачи или тесты планируемого уровня.
При проектировании урока следует знать, во-первых, его функции. Воспитательная функция урока заключается в направлении его содержания, методов и средств на достижение цели и развития личностного потенциала обучающихся. Образовательная функция урока состоит в его способности формировать у обучающихся знания, навыки, умение, составляющие содержание профессионального потенциала будущих рабочих. Развивающая функция-нацеленность урока на развитие психологических качеств обучающихся.
Во-вторых, любой педагог должен знать типы уроков, выделяемые на основе ведущих дидактических задач организации познавательного процесса обучающихся. К дидактическим принято относить задачи, которые характеризуют логические операции учебной деятельности обучающихся и педагогической деятельности преподавателя.
Информация по педагогике:
Проблемное обучение
В основе проблемного обучения лежит идея известного отечественного психолога С.Л,Рубинштейна, о способе развития сознания человека через разрешение познавательных проблем, содержащих в себе противоречия. Поэтому проблемное обучение раскрывается через постановку (учителем) и разрешение (учеником) пр ...
Ценности физической культуры и спорта
Ценность – это понятие, которое получило широкое распространение в социологии при изучении личности и социального поведения. В ценностях воплощена значимость предметов и явлений социальной среды для человека и общества. Ценности являются социально приобретенными элементами структуры личности, высту ...
Принципы обучения
Принципы обучения представляют собой руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса. Они носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения. Принципы рождаются на основе научного анализа обучения и соотносятся с закономернос ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.