Тематическое планирование элективного курса «Основы биотехнологии»

Образование и педагогика » Изучение вопросов биотехнологии в курсе химии средней школы » Тематическое планирование элективного курса «Основы биотехнологии»

Страница 1

Биотехнология. Биотехнологические процессы в пищевой промышленности.

Биотехнологическая переработка отходов.

Бактериальное выщелачивание.

Основы получения БАВ. Производство кормового белка.

Производство аминокислот, витаминов и антибиотиков.

Применение ферментов.

Практическая работа «Приготовление иммобилизованных ферментных препаратов.

Основы генной инженерии.

Применение генной инженерии.

Итоговая проверочная работа.

Поурочное планирование элективного курса

УРОК №1 по теме «Биотехнология. Биотехнологические процессы в пищевой промышленности»

Задачи:

Образовательная: знакомство с биотехнологией как ярким примером интеграционных взаимодействий научных дисциплин. Хронология развития биотехнологии. Основные биотехнологические процессы в пищевой промышленности допастеровской эры.

Развивающая а) развитие познавательного интереса учащихся при знакомстве с данным направлением человеческой деятельности;

б) формирование логического мышления в ходе изучения нового материала;

в) формирование умений и навыков умственного и практического труда.

Воспитательная: а) в целях формирования диалектического мировоззрения показать познаваемость природы, на примере влияния человека на биотехнологические процессы пищевой промышленности;

б) воспитание такта и дисциплины на занятиях в общеобразовательном учреждении.

Ход урока:

Организация класса

Актуализация знаний

Биотехнология – что это такое? (мнения учащихся)

Биотехнология – использование в промышленности биологических систем или процессов (под запись).

Важно то, что человек смог создать самолет по принципу птицы, многоотсечные подводные лодки по принципу кольчатых червей (бионика – подражание природе), но даже не смог приблизиться к уникальности биологических систем в отношении узнавания и катализа (вспомните специфичность и активность ферментов).

Человек использовал биотехнологию многие тысячи лет: люди занимались пивоварением, пекли хлеб. Они придумали способы хранения и переработки продуктов путем ферментации (сыр, уксус), изготавливали простейшие лекарства и т.д. Однако только разработка методов генетической инженерии привела к «биотехнологическому буму», свидетелями которого мы являемся.

Изучение нового материала

Но пойдем по порядку.

В своем современном варианте биотехнология, пожалуй, наука синтетическая:

Но у вас не должно быть мнение о ней как о прикладной дисциплине: «Нет и еще тысячу раз нет: я не знаю такой науки, которую можно было бы назвать прикладной. Есть наука и есть области её применения, и они связаны друг с другом, как плод с взрастившим его деревом» (Луи Пастер, 1871 г.)

Съезд европейской ассоциации биотехнологов разделил развитие биотехнологии на пять этапов: (под запись)

допастеровская эра (до 1865 года) – самобытные производства пива, вина, хлеба, сыра;

послепастеровская (1866–1940) – производство органических кислот, растворителей, кормовых дрожжей, вакцин, очистка сточных вод.

В конце 19 века Луи Пастер установил, что микробы играют ключевую роль в процессах брожения, и показал, что в образовании отдельных продуктов участвуют разные их виды;

эра антибиотиков (1941–1960) – началом которой послужило открытие Александром Флемингом способности Penicillium вызывать гибель микроорганизмов;

эра управляемого биосинтеза (1961–1975) – производство аминокислот, витаминов, ферментов. Достижения, главным образом, селекции и биохимии микроорганизмов;

эра генетической инженерии (70-е годы) – технология гибридных ДНК.

Сегодня мы разберем основные процессы допастеровской эры – производство некоторых продуктов питания (таблица выполняется на доске).

Пищевой продукт

Сбраживающие организмы

Основной процесс

Молочнокислые продукты

Стрептококки, молочнокислые бактерии

Молочнокислое брожение:

C6H12O6 2CH3CH(OH) COOH

глюкоза молочная кислота

Сыр

Молочнокислые бактерии,

Ренин из сычуга

Маслянокислое брожение:

C6H12O6 CH3CH2CH2COOH +

глюкоза масляная кислота

+ 2CO2 + 2H2 + образование сгустка казеина

Сметана, сливочное масло

Особые молочнокислые бактерии

Лимоннокислое брожение:

C6H12O6 + H2O = C6H8O7 + 3Н2

лимонная

кислота

Хлебопродукты

Дрожжи Saccharomyces

Анаэробное сбраживание глюкозы:

C6H12O6 = 2C2H5OН + 2СО2

Изоглюкоза («кукурузный сироп»)

Гидролазы и изомеразы различных микроорганизмов

Гидролиз крахмала:

(C6H10O5)n + n H2O = n C6H12O6

глюкоза

Изомеризация глюкозы:

2n C6H12O6 = n C6H12O6 + n C6H12O6

глюкоза глюкоза фруктоза

Пиво, вино

Дрожжи Saccharomyces

Анаэробное сбраживание глюкозы:

C6H12O6 = 2C2H5OН + 2СО2

Уксус (≥ 4º)

Acetobacter

Аэробное окисление спирта:

(1) C2H5OН + 1/2О2 = [CH3C(O) H] + Н2О

ацетальдегид

(2) CH3C(O) H + 1/2О2 = CH3CОOH

уксусная кислота

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по педагогике:

Концепция Гербарта о развитии способностей
Формирование нравственного человека - ядро идеи о гармоническом развитии всех способностей. Он считал, что обучение без нравственного воспитания есть средство без цели. Нравственное воспитание (дисциплина) всякое непосредственное влияние на характер воспитанника с целью облагораживания его нрава и ...

Методика изучения имени прилагательного в начальной школе
Система изучения имен прилагательных предполагает постепенное усложнение и расширение материала, как со стороны лексики, так и со стороны грамматики. Методика изучения имен прилагательных обусловлена, прежде всего, их лингвистическими особенностями. Прилагательные обозначают признак предмета. Сущно ...

Каковы основные моменты в изучении звуков
При освоении детьми устной и письменной речи косвенный путь учения доминирует над прямыми путями. Основной способ усвоения - самостоятельная речевая деятельность ребенка в вариантных условиях и анализ соответствия речевых средств конкретной ситуации. На дальнейших этапах обучения не столько увеличи ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru