Актуальность исследования: в настоящее время российское химическое образование претерпевает глубокие изменения. Возросла необходимость в новых методических разработках, отражающих современное состояние науки. Особого внимания заслуживает информация, касающаяся интеграционных тенденций между различными отраслями знания. Конкретизировать изложенные положения позволяет целый спектр тем, затрагивающих различные направления биологических наук. Одно из первых мест занимают новые направления биотехнологии, прежде всего генетическая инженерия, которая привела к «биотехнологическому буму», свидетелями которого мы являемся.
Таким образом, для ориентации человека в новой информационной и материально-технической среде обитания, формирования реалистического взгляда на окружающий мир необходима постановка новых задач обучения. Преодоление абстрактности и оторванности учебного материала от жизни, которые влекут к потере познавательного интереса, – приоритетная задача обучения. Наличие познавательного интереса является важным условием формирования высокого качества знаний.
Другой стороной абстрактности при изучении биологии является недооценка её роли в возникновении и решении глобальных продовольственных, сырьевых, экологических проблем настоящего и будущего. Кому как не биотехнологии, вышедшей из недр химии и биологии, заниматься этими проблемами. Сегодня нам ясно, что открытия биохимии глубоко скажутся на судьбе человечества.
Учитывая разобщенность и поверхностность вопросов биотехнологии почти во всех предложенных программах целью работы является разработка элективного курса по теме «основы биотехнологии» а также комплекса фрагментов включения данного материала в общепринятые биологические программы.
Объект исследования: место и процесс применения изучаемой темы в структуре биологического образования.
Предметом исследования является разработка методических рекомендаций к изучению темы «основы биотехнологии».
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Проанализировать методическую литературу, обосновать актуальность темы.
Проанализировать литературу, дающую обзор основных вопросов биотехнологии.
Подобрать материал к проведению уроков по данной теме и разработать методические рекомендации по его использованию.
Подобрать лабораторные работы, которые следует включить в изучение данной темы.
Провести педагогический эксперимент.
Поставленные задачи решались с использованием методов, соответствующих объекту и предмету исследования
Теоретические
Анализ литературы по теме, систематизация теоретического материала
Теоретико-методический анализ проблемы
Эмпирические
Общепедагогические: наблюдение и самонаблюдение, беседа
Химические: лабораторный эксперимент
Также была выдвинута гипотеза: при включении материала биотехнологического уклона в учебный процесс предполагаем повышение познавательного интереса и мотивации к обучению у учащихся.
Информация по педагогике:
Требования к тексту лингвострановедческого
содержания
Для уточнения направлений и критериев отбора предметного лингвострановедческого содержания для чтения, а также для проведения практической деятельности по отбору важным ориентиром является вопрос о готовности учащихся к восприятию сведений о культуре страны изучаемого языка. Понятие готовность в да ...
Содержание экспериментального исследования и анализ его результатов
На констатирующем этапе исследования мы проводили анкетирование учащихся с целью выявления отношения школьников к краеведению (вопросы 1 – 4) и исходного уровня знаний краеведческого характера у школьников (вопросы 5 – 8). Ученикам были предложены следующие вопросы: Что вы понимаете под понятием «к ...
Внедрение кредитной системы
Из 1998 по 2004 год в рамках Болонского процесса состоялось много разноуровневых встреч, рабочих совещаний, конференций на которых было сформулировано шесть ключевых принципов этого процесса: 1. Введение двоциклового обучения. Фактически предлагается ввести два циклы учебы: 1-й – к получению первой ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.