Поэтому готовность личности к самообразованию является сущностной характеристикой процесса самообразования.
В результате обучения личность формирует готовность к самообразованию, на основе которой вырабатывается опыт самообразовательной деятельности.
Опыт – это совокупность практически усвоенных знаний, навыков, умений. Самообразование обычно рассматривается как добровольная и систематическая деятельность, как получение знаний путем самостоятельной работы. Однако, без воспитания в себе эмоционально-волевых качеств без сформированности первоначального опыта познавательной деятельности к потребности в ней человека не в состоянии добровольно заниматься поиском и усвоением знаний, не может систематически и целенаправленно развиваться. Отсюда правомерен вывод о целесообразности связывать самообразование с поиском и усвоением социального опыта, накопленного человечеством, с психологической, теоретической и практической готовностью индивида к самообучению как основе самообразования; сформированность потребности в знаниях, умениях и навыках работы с книгой и другими источниками научно-технической, производственно-технической и общественно-политической информации; обеспеченность всеобщей компьютерной грамотности человека, создающей предпосылки для последующего повышения информационной культуры каждого работника.
Залог успеха самообразования - в соответствии поиска и усвоения социального опыта внутренним условиям личности – внутренней установке личности.
Поэтому самообразование может рассматриваться как средство поиска и усвоения социального опыта, с помощью которого человек может осуществить собственное развитие и образование, достичь поставленных перед собой целей и задач.
Кроме опыта самообразовательной деятельности, необходимо учитывать жизненный опыт обучающихся. Именно жизненный опыт обуславливает подлинный смысл приобретаемых знаний, становятся ценностным достоянием личности, активно формирующим образ жизни, профессиональную компетенцию.
Преобразование жизненного опыта в качественно новое состояние, означает то, что сочетание приобретаемого знания и жизненного опыта формирует новый вид опыта, который имеет ценностный смысл для данного человека, социально-ценностную значимость и является социально-конструктивным; помогает проектировать будущее; включает в себя опыт предшествующих поколений; непрерывно пополняется и развивается.
Такой опыт является системообразующим фактором формирования компетентности личности во всех сферах жизнедеятельности. Компетентность понимается как умение справляться с жизненными ситуациями, большинство которых даже невозможно прогнозировать.
Поэтому система образования и самообразование в частности выполняет функцию подготовки людей к принятию ответственных решений, предвидению их последствий и для собственной жизнедеятельности, и для общества в целом.
С этих позиций опыт можно рассматривать как сущностную характеристику процесса самообразования.
Внешняя структура самообразования как деятельности может быть представлена в виде основных компонентов:
как целесообразную деятельность по приобретению навыков и умений;
как предмет деятельности – знания и средства приобретения знаний, умений и навыков;
как результат деятельности – знания более высокого порядка.
Логически взаимосвязанные действия, которые конкретизируют обозначенную структуру, составляют содержание самообразовательной деятельности, которое можно представить следующим образом:
осознание личностью потребности в знаниях, определение цели самообразования;
деятельность личности по самостоятельному приобретению знаний, которая направлена на удовлетворение познавательной потребности:
а) планирование процесса самообразования; б) определение средств и способов самообразования; в) непосредственная деятельность личности по самостоятельному приобретению знаний; г) оценка результатов деятельности, самоконтроль; д) определение новых целей.
Таким образом, определив в качестве пространственно-временных сфер самообразования формальную и внеформальную сферы, выбрав для исследования студентов факультета экономики и информатики ЛГПУ очного и заочного отделений, мы рассмотрели психолого-педагогические особенности и сущностные характеристики процесса самообразования.
Исходя из определения самообразования как средства поиска и усвоения социального опыта, с помощью которого личность может осуществить собственное образование, развитие и профессиональную подготовку в соответствии с поставленными целями и задачами, мы рассмотрели структуру самообразования определить в ней две составляющие: внутреннюю и внешнюю.
К внутренней структуре мы отнесли такие взаимосвязанные элементы как интересы, мотивы, потребности, развитие которых ведет к формированию мотивационно-потребностной готовности личности к самостоятельной познавательной деятельности.
Информация по педагогике:
Основные тенденции развития
методических подходов к совершенствованию физического воспитания школьников
Физическая культура в жизни общества выполняет ряд важнейших функций. Развивающая функция состоит в совершенствовании всех физических сущностных сил людей, включая мышечную и нервную системы, психические процессы; руки и ноги; гибкость и стройность тела, глаз и ухо, способность ориентироваться в пр ...
Описание диагностики навыка чтения у детей младшего школьного возраста с ОНР
Диагностика особенностей навыков чтения проводилась в нескольких направлениях: Методика 1. Обследование особенностей чтения давалось в таком порядке: 1. Чтение слогов (простых – открытых и закрытых, со стечением согласных). Ребенок, прежде всего, должен прочитать слоги, включающие соответствующие о ...
Развитие познавательных процессов
а)Развитие мышления Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости. Он ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.