Сущностные характеристики и психолого-педагогические основы самообразования личности

Образование и педагогика » Самообразование личности как фактор достижения жизненного успеха » Сущностные характеристики и психолого-педагогические основы самообразования личности

Страница 4

Поэтому готовность личности к самообразованию является сущностной характеристикой процесса самообразования.

В результате обучения личность формирует готовность к самообразованию, на основе которой вырабатывается опыт самообразовательной деятельности. İddia etmək və qazanmaq üçün 1xbet ən məqbul platformadır.

Опыт – это совокупность практически усвоенных знаний, навыков, умений. Самообразование обычно рассматривается как добровольная и систематическая деятельность, как получение знаний путем самостоятельной работы. Однако, без воспитания в себе эмоционально-волевых качеств без сформированности первоначального опыта познавательной деятельности к потребности в ней человека не в состоянии добровольно заниматься поиском и усвоением знаний, не может систематически и целенаправленно развиваться. Отсюда правомерен вывод о целесообразности связывать самообразование с поиском и усвоением социального опыта, накопленного человечеством, с психологической, теоретической и практической готовностью индивида к самообучению как основе самообразования; сформированность потребности в знаниях, умениях и навыках работы с книгой и другими источниками научно-технической, производственно-технической и общественно-политической информации; обеспеченность всеобщей компьютерной грамотности человека, создающей предпосылки для последующего повышения информационной культуры каждого работника.

Залог успеха самообразования - в соответствии поиска и усвоения социального опыта внутренним условиям личности – внутренней установке личности.

Поэтому самообразование может рассматриваться как средство поиска и усвоения социального опыта, с помощью которого человек может осуществить собственное развитие и образование, достичь поставленных перед собой целей и задач.

Кроме опыта самообразовательной деятельности, необходимо учитывать жизненный опыт обучающихся. Именно жизненный опыт обуславливает подлинный смысл приобретаемых знаний, становятся ценностным достоянием личности, активно формирующим образ жизни, профессиональную компетенцию.

Преобразование жизненного опыта в качественно новое состояние, означает то, что сочетание приобретаемого знания и жизненного опыта формирует новый вид опыта, который имеет ценностный смысл для данного человека, социально-ценностную значимость и является социально-конструктивным; помогает проектировать будущее; включает в себя опыт предшествующих поколений; непрерывно пополняется и развивается.

Такой опыт является системообразующим фактором формирования компетентности личности во всех сферах жизнедеятельности. Компетентность понимается как умение справляться с жизненными ситуациями, большинство которых даже невозможно прогнозировать.

Поэтому система образования и самообразование в частности выполняет функцию подготовки людей к принятию ответственных решений, предвидению их последствий и для собственной жизнедеятельности, и для общества в целом.

С этих позиций опыт можно рассматривать как сущностную характеристику процесса самообразования.

Внешняя структура самообразования как деятельности может быть представлена в виде основных компонентов:

как целесообразную деятельность по приобретению навыков и умений;

как предмет деятельности – знания и средства приобретения знаний, умений и навыков;

как результат деятельности – знания более высокого порядка.

Логически взаимосвязанные действия, которые конкретизируют обозначенную структуру, составляют содержание самообразовательной деятельности, которое можно представить следующим образом:

осознание личностью потребности в знаниях, определение цели самообразования;

деятельность личности по самостоятельному приобретению знаний, которая направлена на удовлетворение познавательной потребности:

а) планирование процесса самообразования; б) определение средств и способов самообразования; в) непосредственная деятельность личности по самостоятельному приобретению знаний; г) оценка результатов деятельности, самоконтроль; д) определение новых целей.

Таким образом, определив в качестве пространственно-временных сфер самообразования формальную и внеформальную сферы, выбрав для исследования студентов факультета экономики и информатики ЛГПУ очного и заочного отделений, мы рассмотрели психолого-педагогические особенности и сущностные характеристики процесса самообразования.

Исходя из определения самообразования как средства поиска и усвоения социального опыта, с помощью которого личность может осуществить собственное образование, развитие и профессиональную подготовку в соответствии с поставленными целями и задачами, мы рассмотрели структуру самообразования определить в ней две составляющие: внутреннюю и внешнюю.

К внутренней структуре мы отнесли такие взаимосвязанные элементы как интересы, мотивы, потребности, развитие которых ведет к формированию мотивационно-потребностной готовности личности к самостоятельной познавательной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по педагогике:

Современные педагогические средства как основа развития учебной мотивации студентов
Логика нашего исследования предполагает рассмотрение вопроса "какие современные средства обучения рациональней всего использовать для развития учебной мотивации студентов УСПО?". В данном параграфе мы к ним и обратимся. Нельзя говорить о современных педагогических средств обучения, не зат ...

Условия формирования здорового образа жизни младших школьников в процессе обучения
По выражению академика Н.М.Амосова «…чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя». Указать нужное направление «собственным усилиям» призвана молодая быстро развивающаяся наука валеология . Валеология (от латинского VALEO – «здравствовать», быть ...

Производство и потребление ванадия
Применение ванадия началось в производстве цветного стекла, красок и керамики. Изделия из фарфора и продукцию гончарных мастеров с помощью соединений ванадия покрывали золотистой глазурью, а стекло окрашивали солями ванадия в голубой или зеленый цвет. Реакция Зинина (1842) открыла новые возможности ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru